Общество

Как в Петрозаводске по Лососинке плавали фрегаты с электромоторами

Фото: Михаил Олыкайнен

Уникальное развлечение для жителей и гостей карельской столицы – катание на мини-фрегатах – просуществовало всего пару лет: власти не поддержали инициативу.

Пойма реки Лососинки между Пименовским и Советским мостами — исторический центр Петрозаводска и популярный «оазис» отдыха горожан.

Этот район начали осваивать еще в XVIII веке. В 1765 году, как отмечалось в документах Национального архива РК, «французской нации фабриканты» Пьер Барраль, Дени Шанони и Андрэ Фуллон построили при Петровских заводах фабрики, где производится «дело белого и черного листового железа, а из оного столовые сервизы, пилы железные, ложки и вилки столовые луженые. Да на английский манер под машиной выбивают по моделям подносы разных сортов и десертную посуду, которые и лакируются по золоту и разной живописи». 

Пойма реки Лососинки. Начало ХХ века. Фото: Нацархив РК

Первое время бизнес у французов шел неплохо, изысканный товар поставлялся в Петербург, Москву и другие города России. Но в 1791 году предприятие обанкротилось. Причины называли разные: от массовой экспансии более качественных и дешевых товаров западных конкурентов до неумелого ведение хозяйства.

Местечко запустело, горожане даже забыли о существовании «французских фабрик». Только в 30-е годы прошлого века это местечко получило новое неофициальное название «Парашютка»: здесь была сооружена модная в те времена парашютная вышка, а выше Советского моста построен стадион — нынешняя «Юность».

Вид на парашютную вышку с Советского моста. Фото: SA-Kuva

После войны этот район был номинально объявлен парковой зоной, но, хотя вышку снесли, еще долго петрозаводчане называли его «Парашюткой».

В начале 70-х годов городские власти всерьез взялись за благоустройство поймы реки Лососинки. На правом берегу был устроен насыпной пляж, для чего привезли песок красноватого цвета, поднятый землечерпалками, которые в то время углубляли фарватер Петрозаводской губы — не пропадать же добру. Здесь же были построены архитектурные подходы к пляжу и туалет «типа сортир».

Июль 1971 года, панорама из снимков Евгения Блейхмана. Снимки из фондов Национального музея РК

На левом берегу был также оборудован спуск к реке, а на самой акватории отсыпаны островки и построены «горбатые» мостики. На «полуострове» поставили алюминиевый павильон лодочной станции, который горожане сразу же окрестили «летающей тарелкой». Станция даже некоторое время работала, но затем приказала долго жить. 

И вот мы подошли к почти забытому, пусть недолгому, но яркому периоду жизни этого парка. В середине 90-х годов на нем появились удивительные кораблики — «потешные фрегаты», катавшие всех желающих, от которых просто не было отбоя. Их построил клуб «Полярный Одиссей», как подарок городу. Такого чуда не видели во всей России, а может, и во всем мире.

Инициатор их создания — президент клуба Виктор Дмитриев — придумал простую, но гениальную идею. На базе обычных лодок он умудрился сделать копии фрегатов петровских времен. При длине всего шесть метров и ширине полтора метра они несли положенные настоящему фрегату три мачты с настоящей оснасткой, паруса общей площадью 8,3 квадратных метра, и имели пару весел. 

Но зато, опережая время, потешные фрегаты «Полярного Одиссея» были оснащены электродвигателями, питавшимися от аккумуляторов. Их зарядки хватало на то, чтобы обеспечить прогулку пассажиров по небольшой акватории Лососинки без вреда водоему.

Проект просуществовал всего лишь пару сезонов, но его судам удалось поучаствовать в торжествах Дня города, и сам Петр приветствовал его борта горожан. Этот момент и запечатлел известный петрозаводский фотограф Михаил Олыкайнен. 

В роли Петра - артист театра "Творческая мастерская" Валерий Чебурканов

Однако надежды на то, что столь экзотический способ привлечения внимания горожан и туристов возьмет «под крыло» город, не оправдались. А содержать потешный флот «Полярному Одиссею» — общественной организации — было не плод силу. Фрегаты еще долгое время были экспонатами Морского музея клуба, но окончательно обветшали.

Так же не потребовалась Петрозаводску первая, построенная в современной России, копия ботика Петра Первого, в 1996 году принимавшая в Мурманске парад кораблей Северного флота в честь 300-летия ВМФ России. Но в последствие, чтобы уникальное судно не постигла участь фрегатов, клуб был вынужден его продать в хорошие руки, которые нашлись только за пределами Карелии.

В 2022 году «одиссеи» построили еще одну копию ботика.

Фото Людмилы Корвяковой

Планировалось, что на городском празднике именно с него должен был высадиться на набережную сам основатель Петрозаводска. Однако, как стало известно редакции, ГИМС — госинспекция маломерных судов — предписала Петру надеть поверх камзола оранжевый спасательный жилет. Император гордо отказался.

В сентябре 2022 года администрация Петрозаводска обнародовала план строительства, реконструкции и благоустройства общественных территорий на ближайшие три года. Важное место в этой программе занимает и пойма реки, получившая название «Зарецкого парка», а водоем между мостами — «Французский пруд».

Мэрия сообщала: «Там уже начались работы по строительству новой парковки для автомобилей, в этом году планируется отремонтировать пешеходные мостики и дорожки. На футбольном поле обновят покрытие и восстановят ограждение. Благоустройство парка проводится за счет субсидии, выделенной Петрозаводску из регионального бюджета. А в следующем (то есть в нынешнем — авт.) году на территории парка рядом с Пименовским мостом появится смотровая площадка и светомузыкальный фонтан, деревянные террасы вдоль пляжной зоны и декоративная беседка на полуострове. Будут отремонтированы все лестничные спуски». А еще пирс и лодочная станция.

Что уже сделано, может увидеть каждый петрозаводчанин, что будет — поглядим.

Александр ТРУБИН

Комментарии