Детский омбудсмен Карелии рассказал о компьютерных играх, равнодушии и одиночестве в Сети
В последние годы нередко можно услышать о том, что компьютерные игры порождают агрессию у подростков своей излишней жесткостью. Уполномоченный по правам ребёнка в Карелии считает, что некоторые компьютерные игры действительно могут иметь для детей негативные последствия. А ещё он объяснил, что «не так» с подростками и почему нельзя заменить соцсетями реальную жизнь.
Неуправляемый подросток – такое словосочетание можно услышать довольно часто. Не хочет учиться, не контролирует эмоции, ведёт себя вызывающе и даже агрессивно. А если ещё употребляет алкоголь или курит – пиши пропало. Самое время искать виноватых – родители, школа, окружение. Даже компьютерным играм досталось. К ужастикам и триллерам, видимо, в наше время привыкли. Как ещё игрушек-монстров, типа Хаги Ваги, во всех смертных грехах не начали обвинять?
И правильно – нельзя отказывать себе в двух любимых народных забавах: поиск виноватых и тех, кому ещё хуже. Обе «забавы» нужны, чтобы снять с себя ответственность за происходящее.
Компьютерные игры – мировое зло?
Есть ужастики и триллеры, где много кровавых сцен и жестокости, но в 21 веке принято списывать агрессию подростков именно на компьютерные игры. Проводить такие параллели и в том, и в другом случае не верно. Хотя, по мнению детского омбудсмена Карелии, некоторые компьютерные игры могут нанести ребёнку вред, в отличие от страшных фильмов, которые помогают снять стресс, хотя впечатлительным детям и противопоказаны. Речь идет о компьютерных «стрелялках». И беда такого рода компьютерных игр заключается в слишком сильной вовлеченности ребёнка в процесс, натуралистичности происходящего. Когда мы «убиваем» виртуальных противников, мы очень остро переживаем всё происходящее, совершаем выстрел, видим, как противник падает, разлетается кровь.
В компьютерных играх мы всегда действуем от 1 лица, в отличие от фильмов, где мы лишь – молчаливые наблюдатели. Такая симуляция может быть небезопасной. Она может снижать порог, который не позволяет нам совершить преступление, истончает внутренний барьер, не позволяющий переступить через мораль и совесть.
Тем временем перенос из мира онлайн в мир офлайн, по мнению Геннадия Сараева, происходит очень быстро. При этом данные подобных исследований о вреде некоторых компьютерных игр зачастую закрыты – это не выгодно компаниям, которые зарабатывают на играх хорошие деньги, а порой и государству, которое двумя ногами встало на путь цифровизации.
Детский омбудсмен уверен, что виртуальный мир таит и немало других опасностей и всё же очень притягивает и взрослых, и детей. Ведь в нём можно жить иллюзиями: создать идеального себя, уйти от одиночества, а главное – не испытывать боли, негативных эмоций, чувствовать себя в безопасности.
Но уполномоченный по правам ребенка не советует выбирать этот путь – полного погружения в нереальную реальность, потому что быть не одиноким можно лишь в реальной жизни, в которой и рождение, и смерть – настоящие.
Корни агрессии
Но раз списать подростковую агрессию на компьютерные игры полностью не получится, то откуда она берется?
«Подросток переживает взросление. Его главная задача – отделиться от родителей. Происходит это через конфликт, иначе родители любимое чадо никуда не отпустят. Выйти на конфликт – задача возраста. Плюс – гормоны. Подросток может не осознавать, почему на какой-то невинный вопрос хлопнул дверью и резко среагировал на материнскую нежность. Низкий уровень осознанности у подростков связан с гормональными взрывами. Порой попытка приобнять сродни удару тока. И здесь очень важно, чтобы рядом были мудрые взрослые, которые помогут ребёнку прожить этот непростой период. Подросток будет то отдаляться, то снова идти на сближение, но если он будет знать, что дома его любят и ценят, поддержат и поймут, то это станет главной причиной возвращаться домой, искать внимания близких», – считает Геннадий Сараев и советует взрослым пересмотреть старые добрые советские фильмы, типа «Авария» – дочь мента», которые отлично описывают всю сложность подросткового возраста.
Но агрессия и вызывающее поведение – это не только гормоны, это ещё порой и крик о помощи, который общество воспринимает в штыки.
SOS
Недавно в СМИ получила распространение история о юном жителе Петрозаводска, который устроил погром. Связали такое поведение с вредным воздействием компьютерных игр. Однако мэр столицы Карелии, который и рассказал о случившемся, всё-таки не только посетовал на вредное воздействие компьютерных игр, но и призвал родителей больше времени уделять своим детям.
С последним утверждением детский омбудсмен Карелии согласился, ведь родители – самые важные люди в жизни ребёнка, а корни многих проблем уходят в детство.
Что до агрессии, то это простой способ снять напряжение. Учинил разгром – спустил пар. Любое напряжение, по словам Геннадия Сараева, должно иметь выход. Кто-то занимается единоборствами, кто-то оставляет гневные комментарии в интернете, кто-то – уходит в запой.
«Ситуация с погромом – рядовой случай. Я знаю семью, которой часто приходится менять двери в квартире, – в эмоциональном состоянии там принято громко хлопать дверьми. Вылетают косяки, страдают и сами двери, – рассказал уполномоченный. – Хотя самый неправильный способ агрессии – выплескивать её на слабых: избивать тех, кто не может дать отпор.
Уровень стресса доводит до точки кипения и взрослых. И здесь нужно говорить об эмоционально-волевой сфере и недостатке воли. Именно воля помогает все рационализировать и не давать фонтанировать эмоциями направо и налево. Но если даже взрослые не могут контролировать себя, то как требовать абсолютного самоконтроля от детей?
Любая агрессия и деструктивные действия – это сигнал SOS, крик о помощи. В отличие от взрослых дети не могут скрыть свою боль, не могут спрятать проблемы. Правда, нередко окружающие старательно пытаются не замечать того, что происходит с юными людьми, воспринимая их не как личностей, а как объекты, которые нужно воспитывать, учить и у которых нет своего мнения».
О том, к чему это приводит, читайте в следующей статье.
Текст: Ксения Сорокина
Комментарии