Попасть к пушистому терапевту смогли женщины-осуждённые из колонии Петрозаводска
В исправительной колонии № 9 для женщин-осуждённых, которым тяжелее привыкнуть к жизни в изоляции, чем мужчинам, провели «терапию обнимашками». Для этого в закрытое учреждение заглянул необычный гость: Хася – невероятно красивая и дружелюбная представительница породы хаски с разноцветными глазами.
Прирождённый терапевт
Хаски-терапия в России набирает обороты. О том, что собаки могут улучшать эмоциональное состояние человека, известно давно. В наши дни особенно часто в «терапии обнимашками» используют именно хаски. От общения с таким пушистым терапевтом, пожалуй, не отказался бы ни один ребёнок и даже взрослый.
Вот и в Исправительную колонию № 9 города Петрозаводска заглянул пушистый терапевт. Правда, без лицензии, но с огромной тягой к знаниям. Хозяйка собаки, старший прапорщик Ирина Селявко рассказала, что Мишель, для домашних – Миша или Хася, очень любит читать. Однако после собачьей тяги к чтению книги не выживают. Но что поделать, когда у тебя лапки… и зубы?
Главное качество Хаси – дружелюбие. Она души не чает в детях, не проявляет к людям никакой агрессии и даже занимается благотворительностью – не так давно через хозяйку передала в колонию два пакета своей шерсти на носки. К сожалению, шерсти хватило лишь на один носок, на второй – нужна вторая хаски. Хозяйка о страшных месяцах линьки вспоминает с ужасом – в это время шерстью покрывается вся квартира. Но ради такого четвероного друга можно пострадать.
Вообще, Хася – выставочная собака, она принадлежит к классу хаски-шоу. Но ни саму собаку, ни её хозяйку выставки не привлекают. И есть подозрение, что у Хаси – большое будущее в терапии. Ирина Селявко надеется, что Мишель можно будет сориентировать на помощь детям и старикам.
Первый опыт в качестве пушистого терапевта Хасе удалось получить именно в исправительной колонии. В работу Хася погрузилась на сто процентов: она выполняла команды, пела песни, ела лакомства, которым её угощали женщины-осуждённые и хозяйка, подставляла живот, чтобы её хорошенько вычесали. Посчитав, что уровень стресса превышен не только у заключенных, но у работников колонии и залётных журналистов и представителей местной пресс-службы, Хася перевыполнила план и охватила терапией всех, кого встречала на своем пути.
Любовь и носки
Для женщин-осуждённых такая терапия была особенно нужна, ведь, находясь в исправительной колонии, они очень сильно скучают по дому.
Одна из женщин – Нина – призналась, что общение с Хасей, которая излучала дружелюбие, очень понравилось. Это позволило получить заряд позитива и восполнить недостаток тактильных ощущений. Дома у Нины тоже есть несколько питомцев: рыбки, две кошки, три морских свинки. И всех домашних любимцев ей не хватает. Наверное, именно поэтому в колонии женщина вызвалась ухаживать за рыбками и цветами.
А ещё именно Нине поручили сделать из двух пакетов шерсти Хаси нитку. На то, чтобы с помощью веретена и смекалки справиться с задачей, потребовалось три дня, в итоге получилось несколько шерстяных клубков.
Идея привести к женщинам-осуждённым хаски пришла в голову именно Ирине Селявко, которая является младшим инспектором группы надзора отдела безопасности исправительной колонии № 9. Она уверена, что от этой встречи выиграли все. И общение порадовало не только девочек из колонии, но и саму Хасю.
«Надеюсь, этот опыт будет не последним. Постараемся ещё чему-нибудь интересному научиться и придём снова. А когда будем линять – вновь принесём сюда свою шерсть», – заверила Ирина.
«Спасибо, что поговорили»
Естественно, работа с психологами в колонии тоже проводится. Начальник психологической лаборатории колонии Ольга Столбова пришла сюда впервые во время учебной практики. В какой-то момент осознала, что людям, изолированным от общества и при этом оказавшимся в трудной жизненной ситуации, психологическая помощь особенно нужна. С тех пор её деятельность как психолога, так или иначе, но связана с работой с осуждёнными.
«Я чувствую, что работаю не зря, когда получаю обратную связь. Нередко слышу: «Спасибо, что вы ко мне пришли», «Спасибо, что поговорили со мной», «Спасибо, что вы просто со мной посидели», – поделилась Ольга Столбова.
«В нашем учреждении уровень стресса немного ниже, потому что женщины находятся здесь не так долго: в колонию поселения определяют на небольшие сроки. При поступлении эмоций больше всего: кто-то может даже расплакаться, так что важно установить эмоциональный контакт с каждой из женщин. Очень помогают групповые занятия. Вместе с женщинами мы рисуем, занимаемся лепкой. В свободное время они тоже с удовольствием занимаются рукоделием: шьют, вяжут, в том числе и изделия для Перинатального центра. Мы также проводим лекции: рассказываем, как повысить стрессоустойчивость, снизить эмоциональное напряжение. Естественно, занимаемся профилактикой повторных правонарушений. Кому-то из женщин требуются индивидуальные консультации с психологом, многие скучают по семье, по детям. Пробуем и разные виды групповой терапии. Особенно хорошо идёт терапия-сказка, когда женщины придумывают волшебную историю и прорабатывают свои проблемы», – рассказала Ольга.
До и после…
Сейчас в колонии содержится 12 осуждённых женщин, порой бывает ещё меньше. По словам начальника женского отряда Юлии Соколовской, максимальное количество мест – 20.
«Кто-то приходит на неделю, кто-то на год, кто-то на 5 лет. Здесь женщинам предоставляют работу. Можно стать уборщиком служебных помещений, грузчиком, собирать папки. Занимаются осуждённые и благоустройством территории. Обязательно придерживаются строгого распорядка дня: встают в 6 или 7 утра, ложатся – в 10 или 11 вечера – в зависимости от того, какой день недели, есть ли праздник и нужно ли идти на работу. Утром делают зарядку, потом идут на работу ( прим. ред. – по словам Нины – работают не все), несколько часов в день – личное время. Есть обязательные занятия, которые женщинам необходимо посещать. Есть своя кухня с плитой и холодильником, где можно готовить еду и печь. В праздники девочки обязательно пекут пирожки, калитки. На 8 марта некоторые женщины участвовали в конкурсе стихов. Устроили небольшой праздник. Было красиво», – рассказала Юлия Соколовская.
В целом жизнь в колонии другая, здесь всё идёт по распорядку, везде – стены, решетки, на улице высокий забор и тот окружен колючей проволокой, много сотрудников в форме, но и здесь живут люди: скучают, грустят, улыбаются, надеются на лучшее, строят планы, ждут передачек с «воли», стараются отвлекаться от тяжёлых мыслей повседневными делами, любят детей и животных и верят, что после окончания срока можно будет начать всё с чистого листа.
Текст: Ксения Сорокина
Фото: Ирина Яковлева
Комментарии