Общество

165 лет назад в Петрозаводске освятили новую пристань и маяк

Фото: Маяк на Ивановском острове. Фото: Илья Тимин

Вспоминаем историю маяков карельской столицы

Первый маяк в окрестностях Петровской слободы, ставшей позднее Петрозаводском, был оборудован на построенной к 1711 году деревянной церкви во имя святых Петра и Павла. В просторечии она получила название Петропавловки.

По легенде, в проектировании и строительстве храма принимал участие сам Петр I, но это вряд ли. Император изволил посетить слободу лишь в 1719 году - зимой, да и то проездом на Марциальные источники. Рубить бревна для церкви в мороз ему было явно недосуг. Но храм получился знатный - его сравнивали с петербургской Петропавловкой. Опять же, согласно легендам, смотритель маяка "ежедневно поднимал на шпиль два рефлектора с масляными лампами. Один был направлен в сторону Соломенного, другой - непосредственно на Онежское озеро".

В 1839 году, с развитием судоходства, в Петрозаводске началось строительство нового, более мощного маяка на городской пристани - в районе нынешнего водного вокзала. Возводили его, как сейчас бы сказали, в ходе акции "Комфортная городская среда" - на казенные деньги плюс пожертвования горожан, в основном купцов. А городской голова Федор Фомин так успешно сумел презентовать проект в Морском ведомстве Петербурга, что получил грант и закупил редкое по тем временам оборудование.

В 1840 году навигационное сооружение было открыто. Оно возвышалось над озером на 15 метров и помогало судам войти в Петрозаводскую губу. Спустя четыре года город посетил великий князь Константин Николаевич, и в честь высочайшего визита верноподданные власти нарекли маяк Константиновским. 

Общественная пристань Петрозаводска начала ХХ века

Но в 1858 году на чиновников нахлынула новая напасть: теперь уже сам император Александр II соизволил посетить Петрозаводск, да еще и прибыть на пароходе. Изрядно потрепанную штормами общественную пристань стали срочно ремонтировать. А обветшавший до безобразия Константиновский маяк разобрали и построили заново (где только нашлись деньги?) - рядом с устьем реки Лососинки. Он стал выше прежнего на четыре метра и был оснащен более современным рефлекторами.

Новый Константиновский маяк

21 мая состоялось торжественное освящение обновленных объектов. Пристань, теперь уже бетонная, стоит и поныне, а маяк просуществовал более 50 лет и затем был снесен "за ненадобностью".

В моей памяти яхтсмена остались воспоминания о двух маяках Петрозаводской губы. Один располагался на восточной оконечности Лойострова - напротив Чертова Стула. Там до войны был угольный склад, где бункеровались паровые суда. Но уже в 60-х этот маяк не работал, от него осталась лишь металлическая ферма.

А на Ивановском острове, на входе в Петрозаводскую губу, еще долгое время работал маяк, и при нем был смотритель. Его звали Толя - добродушный мужик, который был рад каждому гостю. Там же обитали две собаки-дворняги, такие же приветливые, как и сам хозяин, но воняли псиной так, что с ними можно было общаться исключительно с наветренной стороны.

…Когда в 2013 году я в последний раз, темной октябрьской ночью, входил в Петрозаводскую губу на лодье "Святитель Николай", Ивановский маяк молчал - наступило время GPS-навигации. А жаль: "Маяки - святыни морей, - как сказал сухопутный писатель Константин Паустовский. - Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав".

 

Петрозаводская пристань сегодня. Фото: Максим Берштейн

А вообще, первый маяком в истории человечества, как гласит История, был Александрийский в Египте, который построили в период между 300 и 280 годами до нашей эры. Его высота составляла, по свидетельствам современников, 100 метров, и ныне этот маяк считается одним из семи чудес света.

Читайте по теме: «Маяк в Карелии признан одним из самых впечатляющих»

Александр Трубин

Комментарии