Жители населенных пунктов Карелии сталкиваются с транспортной недоступностью

Низкий пассажиропоток – настоящая проблема для жителей многих населенных пунктов республики, особенно если речь идёт об отдалённых посёлках, селах и деревнях.

Недавно жители деревни Вилга Прионежского района лицом к лицу столкнулись с проблемой транспортной доступности: в скорректированном расписании автобусов последний рейс в Вилгу поставили на 19.30.

Для жителей деревни, которые работают в Петрозаводске и чей рабочий день заканчивается после 20.00, это стало настоящим ударом. При средней по Карелии зарплате в 30 тысяч рублей позволить себе каждый день возвращаться домой на такси – неоправданная роскошь. После многочисленных жалоб в различные инстанции: возмущенные жители обращались к главе Карелии, писали в Минтранс и даже планировали обращаться в прокуратуру, последний автобус до Вилги в расписании перенесли на позднее время – поставили его в 20.30, а предыдущий рейс перенесли на 19.00. Однако вилговцы считают это победой лишь на половину, так как рейс на 21.00 все же убрали.

Напомним, что, по информации «Карелавтотранс», обслуживает рейсы маршрута № 122 «Петрозаводск – Вилга»  частный перевозчик  – ООО «Фирма «Перекрёсток».

Многие жители Вилги отмечали,  что идеально было бы, если бы вилговцы могли уезжать из Петрозаводска домой и в 19.00, и в 20.00 и в 21.00.

При этом когда-то жителей посёлка Новая Вилга и деревни Вилга выручал рейс «Петрозаводск – Пряжа» в 20.00, относительно недавно отменили и его.


«Люди работают, им нужно попадать домой. Нам и так приходится несладко, нужно все время подстраиваться под автобусы, я сейчас, например, ищу работу и многие варианты отсеиваю из-за расписания», – посетовала одна из жительниц.

Однако и утром, особенно в выходные дни, ситуация обстоит ненамного лучше.

«На выходных первый автобус из Вилги уходит в 7.30, в 7.38 – он доезжает до Новой Вилги. Мой рабочий день начинается в 7.45, но мой работодатель относится к опозданиям, связанным с расписанием автобусов, с пониманием. Иногда по выходным автобуса нет – сломан, тогда приходится уезжать на 8.18.

Таким образом, в выходные на работу я опаздываю, а уходить приходится на 40 минут раньше: рабочий день заканчивается в 19.00, а последний автобус в 20.30 уходит слишком поздно, а мне нужно выгулять собаку и сделать домашние дела.

Работаю я поваром. В посёлке по моему профилю работы нет», – поделилась мнением ещё одна жительница.   

«На мой взгляд, проблема заключается в том, что «Карелавтотранс» заключает договоры с частными компаниями, а те, в свою очередь, составляют расписание, не учитывая интересы местных жителей. Лет 10 назад таких проблем не было.

Работаю я в салоне оптики. Утренний рейс в выходные уходит рано – в 8.10, но выбора нет. В будни уезжаю на «святозерском», который проходит через Вилгу в 8.52. После открытия автовокзала проблемой станет и вечерний рейс в 20.30. Вероятно я, как и многие другие, просто перестану на него успевать. А такси сейчас сильно подорожало.

При этом и проезд на пригородном транспорте дешёвым не назовёшь – цены повышают несколько раз в год. Если сравнивать с другими областями, выходит довольно накладно»,– поделилась проблемами жительница деревни.

В Минтрансе объяснили, что вводить дополнительные рейсы в вечернее время не планируется в связи с крайне низким пассажиропотоком.

Из-за отсутствия рентабельности убрали несколько вечерних рейсов до Пряжи – районного центра. Теперь последний рейс до Пряжи уходит с железнодорожного вокзала Петрозаводска в 18.00. Есть несколько «проходных», в частности – «олонецкий» и «питерский». Если билет на пряжинском или святозерском автобусе обойдётся пассажиру в 245 рублей, то билет на междугородних будет стоить все 300.

Хотя несколько лет назад проблемы с рентабельностью не существовало, но у автобусов «Карелавтотранса» появился конкурент – «маршрутчики», которые приезжали за 10 – 15 минут до официальных перевозчиков. Доехать до города на маршрутке можно было быстрее и в более комфортных условиях. Между тем, проезд у официального перевозчика стал дорожать, так как чем-то нужно было покрывать убытки, рейсов становилось всё меньше, а власть упорно закрывала на проблему глаза. 8 лет назад доехать до Пряжи можно было за 100 рублей. Сейчас «маршрутчиков» убрали, но ни старые цены, ни стабильный пассажиропоток вернуть не удалось.

Для жителей посёлка Матросы отмена вечерних рейсов также стала проблемой, так как автобусы на Олонец и Санкт-Петербург следуют из Петрозаводска в Пряжу, не заезжая в населенные пункты, расположенные по дороге. А что же делать людям, которые остались «за бортом»?

В целом на транспортную недоступность могут пожаловаться жители очень многих населенных пунктов Пряжинского района.

Так, сложности есть и у жителей Крошнозера, потому что автобусы в село не заезжают. Сельчан высаживают на федеральной трассе, после чего они идут полкилометра пешком до центра, благодаря заботе властей – по освещенной дороге, которая располагается в лесу. Полкилометра – далеко не предел. Идти страшно, так как проблема с дикими животными для Крошнозера актуальна. И, как назло, именно эту «лесную» дорогу в одном месте пересекает звериная тропа.

А если конечная точка маршрута заявлена отдалённая, к примеру, посёлок Кинелахта в Ведлозероском поселении, то расписание автобусов и вовсе не обрадует.

Рассчитано оно в основном на дачников. Так добраться до посёлка и уехать в Петрозаводск можно в пятницу и воскресенье. К сожалению, попасть на приём к врачу или сделать какие-то неотложные дела, связанные с посещением муниципальных учреждений, при таком расписании довольно проблематично. Такси в Кинелахту, по словам местных жителей, не поедет – далеко и дорога до посёлка оставляет желать лучшего. По договорённости уехать в Петрозаводск можно, за 5 тысяч рублей.

Работу по специальности найти сложно даже в Пряже. Не говоря уже о других селах, деревнях и посёлках. Раньше даже в лесных посёлках были школы, дома культуры, библиотеки, местные жители трудились на лесозаготовках, но прошло время и от прошлого остались только воспоминания, старые фотоснимки и обветшалые дома.

Последней связью с цивилизацией для населенных пунктов остается федеральная трасса, стоит дороге уйти в обход – и жизнь в посёлках и селах начинает течь ещё медленнее. Единственной надеждой на развитие остаётся туризм. Но и тот местные жители далеко не всегда встречают с распростёртыми объятьями.

Не важно, любишь ли ты посёлок, село или деревню, где родился и вырос, если там нет работы и поневоле приходится уезжать. А возвращаться становится всё сложнее – и вот уже люди, которые честно жили и трудились, превращаются в «нерентабельных». Дорогостоящие магазины, затухающая культура, которую поддерживают самодеятельные артисты, недоступная медицина и нескончаемые проблемы с транспортом. Но разве они виноваты, что не родились коренными петрозаводчанами или петербуржцами? Малую родину не выбирают.

Текст: Ксения Сорокина

  

Комментарии