Фото: Ксения Сорокина
Общество
Жильцы благоустроенных домов-близнецов в селе Карелии рассказали о вопиющих проблемах

Каждый житель села в Карелии мечтает жить в благоустроенном доме, но оказалось, дома из бетонных плит и кирпича тоже ветшают. А порой становятся небезопасными для своих обителей.

 В селе Крошнозеро благоустроенных многоквартирных домов немного – всего два. Двухэтажные дома-близнецы стоят друг напротив друга на улице Заводской.

Когда-то жители этих домов вытянули счастливый билет: свои ванные комнаты, уютные санузлы. Это тебе не деревянный клозет на улице. Прошло несколько десятилетий, и недавняя идиллия потеряла лоск. Сегодня людям, которые живут в двухэтажном «рае», хочется посочувствовать.

Это Спарта!

Пенсионерка Людмила Никифорова родилась в рубашке. Ухоженные клумбы под окном могли стоить женщине жизни – с крыши на мини-палисадник упала бетонная плита. К счастью, женщина в момент инцидента успела уйти домой.

«Я только успела уйти, и блок упал. На полметра ушел в землю. Прислонился к газовой трубе. Пришлось звонить в управляющую компанию, чтобы плиту убрали. Сдвинуть с места бетонный блок смогли только трое мужчин. Одного чуть не придавило», – рассказала сельчанка.

При этом упавшую плиту с клумб убирать не торопятся.  В управляющей компании нам объяснили, почему: 

«ООО «Вега-Союз» направило в орган местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района акт технического обследования многоквартирного дома № 10 по ул. Заводская в с. Крошнозеро Пряжинского района от 01.04.2024 г. по факту обрушения карнизной железобетонной плиты для решения вопроса о дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома. До рассмотрения этого вопроса на межведомственной комиссии, упавшая плита должна оставаться на месте падения».

Жильцов не на шутку беспокоит состояние свеса крыши, который шатается по всему периметру.

Крошнозерцы уверены – опасность могут представлять и другие бетонные блоки.

«С той стороны такая же история, тоже блок висит, можете посмотреть», – обратили внимание на проблему соседи пенсионерки.

«Они, разве, сами не видели, в каком крыша состоянии? Лед же сбивали зимой. Видели, конечно», – наперебой стали рассказывать крошнозерцы.

«Накинулись на нас: «Кто строил этот дом?» Строительной организации, которая дом строила, наверное, уже и нет», – высказала предположение другая пенсионерка.

«А люди-то в доме живут!» – подытожила еще одна жительница робко.

33 напасти

  От рассказа о бетонном блоке волосы зашевелились на голове, но жители словно смирились с таким положением дел. В домах-близнецах проблем хватает.

«У нас даже паспорта нет на дом. Не знаем, в каком году он построен. У нас есть только ордер 1976 года, который нам дали, когда мы сюда въехали, а дом раньше построен.

 Дом считается новым, он даже не числится в аварийном фонде. А вы посмотрите, что происходит? Фундамент ушел в землю. Стена выпуклая там, где газовые ящики. Абсолютная бесхозяйственность», – продолжила Людмила Никифорова.

Ее поддержали.

«Короче, дом весь рушится, а никому дела нет», – подхватила соседка пенсионерки.

  «Дом «ходит», фундамент мокрый, в подъездах стоит вода, когда идет ливень. В день экскурсии по дому № 10 воду в подъезде мы не обнаружили, только пятна сырости и деревянный настил на случай потопа.

Я говорила управляющей компании, что нужно сделать сток, чтобы вода хотя бы уходила в канализационный люк под окном. Но они ничего не сделали.  Кивают на то, что мы не стали на свои деньги делать дренаж. Предложили дренаж в 30 см. Какой это дренаж? Канава самая обычная», – продолжили рассказ жильцы.

За комфорт нужно платить

По словам крошнозерцев, в управляющей им сказали, что за дом они платят копейки, неплательщиков много.

В ООО «Вега-Союз» сообщили о задолженности, которая есть у жителей домов-близнецов: «В многоквартирных домах № 9 и 10 по ул. Заводская в с. Крошнозеро из 32 квартир на данный момент имеется задолженность по 12 квартирам на общую сумму 367 820,92 руб., при месячном начислении 22 079,98 руб. Задолженность составляет 16,7 месяцев начислений, или 1 год и 4,7 месяцев».

«Да они и так ничего не делают», – горько резюмировали жители.

С этим согласиться нельзя. Дырка в кровле прикрыта деревянными досками, а место ЧП огорожено сигнальной лентой. 

Внешне дом выглядит эффектно: словно полосатый розовый тигр: полоски – это следы от «замазки», которой заделали трещины. Покрасить обещали, но пока не успели.

«Намазали – пообещали приехать и покрасить. Все ждем. Уже новые трещины пошли. Да и плиты висят», – пояснили жильцы.

В подъездах дома уютно и тепло. Жильцы сами сделали косметический ремонт. А за тепло все время благодарят местных работников котельной – мужики работают на совесть. Да только с плесенью бороться это, увы, мало помогает.

«У нас такой грибок на кухне, – восклицает бывшая учительница и считает, что плесень негативно повлияла на ее здоровье. – У меня три раза операция была.  Моя квартира на первом этаже находится.

С обратной стороны дома вся стена зимой ледяная до первого этажа. Между двумя окнами все покрыто льдом».

Точный год постройки дома не смогла определить и она.

Рассмотреть плесень на кухне пенсионерки было довольно сложно, так как к чистоте бывший педагог относится очень трепетно, но небольшое пятно непонятного происхождения в углу кухни хорошо заметно.

«Кирпичи падают. С той стороны сарай - не дом», – продолжают сетовать жители.

«Директор сказал, что кладка такая. Все держится», – вспоминает еще одна сельчанка.

«Со дня постройка в доме не было ремонта», – объяснила ситуацию еще одна наша собеседница.

Больше всего жители дома возмущены тем, что капремонт перенесли на 2028 год.

Даже  на текущий ремонт жильцам рассчитывать не приходится.

«Возможность ремонта многоквартирного дома № 10 будет решаться по результатам рассмотрения на межведомственной комиссии района вопроса на предмет признания этого многоквартирного дома аварийным. Согласно п. 18. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила), текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п. 17 Правил № 491)», – объяснили нам ситуацию в управляющей компании.

Вода, которую мы пьем

Помимо состояния дома, крошнозерцев уже давно мучает вопрос, связанный с водой. Сразу видно – больная мозоль.

«Я каждый день хожу за водой до Центральной улицы. С тележкой. Мне 2 литра воды в день надо выпивать, – уточнила пожилая учительница.  –  Все мы ходим».

«Напор воды у нас плохой. Напряжение скачет постоянно. Спрашивали про воду, нам объяснили – тарифов на техническую воду нет. Свет есть, канализация работает, что вы еще хотите. Будете жаловаться – и этого не будет. А платим в два раза больше, чем в городе»,  – сообщили люди.

Проблема с водой есть, винить в ней коммунальщиков глупо, водоочистные сооружения строят дорого, но чего понять нельзя – так это отношения к людям, которые не виноваты, что родились или переехали жить на село, которое медленно умирает.

Посмотреть, что происходит на крыше розового дома, не получилось. Лестница шаталась так, что риск сломать шею был выше практической пользы от затеи.

Дом на роднике

Второй дом-близнец из белого кирпича особенный. В нем когда-то жил крошнозерский поэт, почетный житель Пряжинского района Александр Павлович Бугмырин. Узнать об этом можно благодаря памятной табличке у одного из подъездов, но долго лучше не вчитываться – козырек выглядит небезопасно.

«Мы когда на этот козырек пожаловались, нам посоветовали подпорки деревянные поставить. Еще сослужит», – поделились проблемой жильцы.

Пока подходили к подъезду, одна из женщин увязла в жиже. Хорошо, что сапог сумела вытащить.

На немой вопрос – всегда ли здесь так сыро, жители пояснили, что вода в огороде стоит почти всегда. Летом сухо, но только если нет дождей.

«Если дожди – будем плавать», – заключила одна из сельчанок.

«Здесь всегда сыро из-за родника», – пояснили жильцы.

«Мой родственник один из первых квартиру тут получил. Долго возмущался, как можно было на роднике строить. Чтобы вода могли выходить, под фундаментом была проложена труба», – объяснила жительница Крошнозера.

Трубу нашли… Своих функций, вероятнее всего, она больше не выполняет.

«Я в угловой квартире живу, которая на роднике построена, – сообщила Любовь Быкова.  – Сейчас получше стало. Топят хорошо. А так постоянно все текло – оклеить не успеешь, опять плесень, обои лезут».

Когда семья Быковых переехала в квартиру, сыну Любови было 8 лет. Сейчас ему 41 год.

Вся надежда на Бастрыкина

За тепло жильцы благодарны: «У нас кочегарка рядом. Свои мужики, хорошо работают.  И теплотрасса не такая длинная, как в других населенных пунктах».

В этом же подъезде, но уже на втором этаже живет мама троих детей-подростков Маргарита Федулова. По ее словам, сначала проблем не было, но ситуация сильно ухудшилась в последние годы: «Живу в квартире пять лет. Купили ее на средства материнского капитала. Крыша течет. Я уже два года не пользуюсь розетками в двух комнатах. Только в кухне и прихожей. Удлинитель спасает. Когда вода с потолка попадает на проводку, она шипит. Страшно. Обои в комнате отходят. Подпираю палками.

Постоянно закрашиваю плесень. Есть проблемы с фильтрами, вода ужасного качества. Фильтры сосед помогал чистить, да что толку. В обычном стоке на оба дома ничего не чистится, нет напора, грязь бурого цвета».

Машинка у многодетной матери также полетела из-за скачка напряжения. Молодая женщина стирает руками.

Жильцам другого подъезда тоже есть, что сказать.

«Моя квартира на первом этаже, – уточнила Зинаида Гапеева. – По наружной стене дома у нас трещина идет. Как-то сижу за письменным столом у окна, квитанции заполняю. Ветер сильный. У меня полы халата развеваются. Это от стенок так дует. Насквозь трещина, получается. Ее мой сын Костя запенил».

Также пенсионерка показала видео, как с крыши весной спускали воду. Складывалось ощущение, что наверху бассейн.

Чтобы посмотреть, что происходит на крыше, пришлось подняться по  довольно крутой лестнице, хотя жильцы опасались, что из-за этого статья не выйдет и об их проблемах никогда не узнает председатель Следкома России Александр Бастрыкин. 

 Взглянуть на происходящее на кровле удалось одним глазком – после знакомства с местной жижей подошвы на лестнице разъезжались. Успокаивала себя словами жителей: «Не каждый мужик на эту крышу полезет».

А забраться на самый верх все же стоило, чтобы посмотреть,  остались ли следы от деревьев, которые года три назад с крыши безжалостно выкорчевывали. Следов от старых деревьев обнаружить не удалось, с лестницы получилось рассмотреть только кустарники по краям кровли.

Зинаида Гапеева пояснила, что ее сын спускал воду прямо над окном в большой комнате. 

 

«Когда проливные дожди идут, вода попадает в мою квартиру через вентиляционный люк – капает в ванной и туалете. Это со второго этажа на первый, – пояснила пенсионерка. – Грибок разъедает и цемент, и обои».

Интересный подход

С электричеством тоже история любопытная. Кабель, судя по всему, в другой подъезд протянули прямо по крыше. Электрика, который проводил работы, по словам крошнозерцев, привезли прямо со дня рождения в соответствующем состоянии.

Толстый кабель, закрытый гофрой, пробить сложно. Но возможно,  ведь зимой крышу дома необходимо чистить от снега и сосулек. Что будет, если кабель повредят и на него попадет вода? 

Трубы теплотрассы, которые находятся в подвале, также большую часть времени находятся в воде. Когда начинаются ливни, вода поднимается до колена. Жильцы дома заверяют, что круглый год вода в подвале дома № 9 на Заводской есть. Трубу с холодной водой вообще подвязали на шпагате, как огурцы в теплице. Дело справит.

В управляющей компании жильцов дома обнадежили: «На данный момент неисправности общего имущества в многоквартирном доме № 9 устраняются по мере их выявления в процессе текущего содержания. При возникновении необходимости проведения текущего ремонта, такой ремонт будет выполнен при принятии собственниками помещений соответствующего решения с утверждением размера финансирования.

Стоит ли искать какую-то логику в происходящем? Свет в подъезде включается сразу на двух этажах, хотя выключатель находится на первом. Земля у дома – ничья. Как решать проблему со старыми деревьями, ветви которых скребутся в окна одной из квартир, история умалчивает.

Капитальный ремонт дома, которому 60 лет, перенесли на 2028 год. Столько простоял – и 4 года как-нибудь простоит.

Директор ООО «Вега-Союз» перенос сроков капитального ремонта объяснить не смог: «Так как собственники помещений в многоквартирных домах по указанным адресам формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, сроки проведения капитального ремонта этих домов определяются Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2048 годы. За разъяснениями причин переноса сроков капитального ремонта домов необходимо обратиться в Фонд капитального ремонта Республики Карелия (ул. Балтийская, д. 1-А, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185011)».

При этом не стоит забывать, что благоустроенные дома на селе – это роскошь. В этом доме уже закупили одну квартиру для ребенка-сироты, в которой тот ни дня не жил.

Недавно тоже интересовались квартирами для тех же целей. В Крошнозере закрылась школа, здесь не работает детский сад, найти работу непросто. Правда, где еще строить свое будущее? Никогда не поздно заняться фермерством или туристическим бизнесом.

Текст и фото: Ксения Сорокина

Комментарии