Предложения по сдерживанию алкоголизации населения Карелии вошли в стадию обсуждения.
О том, что торговля алкоголем в многоквартирных домах республики сильно сократится, мы уже рассказывали. Депутаты Законодательного собрания составили законопроект, согласно которому спиртное запретят продавать в цоколях, подвалах и под землей. Что касается магазинов, расположенных на первых этажах многоэтажек, то они должны быть не менее 70 квадратных метров и иметь отдельный вход для разгрузки. По данным карельского Минпромторга, участвовавшего в разработке проекта, под закрытие попадут 114 торговых точек по всей республике.
На прошлой неделе инициативу обсудили на заседании Общественной палаты республики, с привлечением всех заинтересованных сторон. Там прозвучали цифры более конкретные. Во-первых, работу потеряют 260 человек, но власти убеждают, что в связи с кадровым голодом в регионе они будут моментально трудоустроены. Бюджеты не досчитаются налоговых поступлений на 10,5 миллиона рублей, и еще 24 миллиона страховых взносов – это в год. Но авторы законопроекта называют это «не теми рисками» по сравнению с положительными социальными последствиями. В первую очередь – с оздоровлением населения.
«Минздрав уже давно бьет тревогу, и меня как главного врача поликлиники, волнует ситуация со здоровьем нашего населения, - говорит депутат Ольга Билко, соавтор законопроекта. - Причем речь идет не о тяжелых алкоголиках, которые уже зависимы от алкоголя и которые, может быть, уже состоят на учете в диспансере психонаркологическом. Речь идет о простых людях, которые регулярно принимают алкоголь. И потом мы видим картину когда разбираем смертность: мужчина 50 лет, социально адаптированная семья, дети, работа - и вдруг он умирает от острого сердечного приступа. Количество сердечных приступов, вызванных фатальными нарушениями ритма, к сожалению, растет. Также растет количество заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые также приводят к смерти…»
Кроме всего прочего, депутаты напоминают, что введение ограничений на торговлю алкоголем – это не карельское ноу-хау, такая практика идет по всем Северо-Западу страны. То есть, скорее всего, все эти инициативы спущены «сверху». Но российские власти в своем стремлении отрезвить соотечественников явно не учитывает побочных явлений, которые демонстрирует опыт предыдущих лет и стран.
«Сухой закон» в Российской империи 1914 года не только отнял четверть доходов казны (государство имело монополию на торговлю водкой), но и частично спровоцировал Февральскую революцию в 1917 год. «Сухой закон» в США от 1920 года породил бутлегеров, гангстеров и в итоге разгул организованной преступности. Обе меры были крайне радикальными, и оказали определенное положительное влияние на здоровье людей. Но от полного запрета торговли алкоголем все равно пришлось отказаться, потому что, подрывая экономику, он не достиг заявленных целей. Народ пить не перестал, он просто перешел на самогоноварение и суррогаты.
«Горбачевскую» антиалкогольную кампанию 1985 года страна до сих пор вспоминает с содроганием. Не просчитанная и не подготовленная, она ожидаемо ударила и по экономике, и по психологии граждан.
У Карелии также имеется своя история борьбы с «зеленым змием», уже в нынешнем десятилетии. В 2014 году наш регион был признан самым пьющим в стране. Как выяснилось, на душу трудоспособного населения республики по итогам предыдущего года пришлось по 25,6 литра выпитой водки. При этом в стране уже 8 лет действовал закон, запрещающий розничную торговлю алкоголем с 23.00 до 8.00, а позже подняли цены на этот вид продукции.
Спустя еще два года прежний министр здравоохранения региона Эрванд Хидишян докладывал, что в Карелии в полтора раза увеличилось количество смертей от спиртного, и в 1,4 – от алкогольной кардиомиопатии. При этом он сразу указал, что причина происходящего не в количестве выпиваемого, а его качестве. Не имея возможности приобрести легальный качественный товар, алкозависимые перешли на «фуфырики».
«Между тем именно о таком развитии событий предупреждали эксперты, комментируя ужесточительные меры в плане продажи спиртного – снижение временного порога продажи, повышение акцизов, - писал тогда «МК в Карелии». - На ситуации неизбежно должны были сказаться экономический кризис и сопутствующие депрессивные настроения. Часть населения, пытаясь скрыться от реальности в алкогольном тумане, но при этом не имея финансовой возможности покупать алкоголь высокого качества, неизбежно перейдет на «самопал» и суррогаты. А спрос, в свою очередь, сформирует предложение. Результат – повышение смертности».
В 2017 году республиканское руководство снова ужесточило меры противодействия алкоголизации, время продажи спиртного сократили до промежутка с 10 утра до 10 вечера. Результат: спустя 4 года мы стали вторыми среди самых пьющих регионов России, в 2023 вновь заняли первое место, в этом году откатились на четвертое. Зато первое по СЗФО.
На сегодня употребление этанола в республике составляет 13,81 литра на душу населения, в то время как в среднем по стране - 8,38 литра. За 11 лет, несмотря на все принятые ограничительные меры, количество потребляемого алкоголя в регионе если и уменьшилось, то незначительно, и явно с учетом сокращения жителей.
Устремления авторов законопроекта благородны. Безусловно, жители многоэтажек, в которых торгуют алкоголем, будут им благодарны. Но считать это действенным шагом к оздоровлению народа кажется наивным. Нельзя же всерьез считать, что вид магазина пробуждает желание выпить. Как и надеяться, что человек, не видя поблизости алкомаркета, сразу отправится в спортзал. Или указывать на слишком большое количество торгующих алкоголем точек: если бы их было слишком много, они бы не приносили прибыли, это законы рынка. И они же говорят о том, что сокращение официальных мест продажи алкоголя неизбежно породит места неофициальные.
В соседней Финляндии давно были приняты жесткие меры против алкоголизации населения, что служило примером для советских руководителей партии и правительства, а теперь используется и авторами карельского законопроекта.
Участники круглого стола, конечно, не обошли этот аспект: «Важно повышать уровень жизни, совершенствовать психологическую помощь, увеличивать число спортивных сооружений и точек развлечения, чтобы у людей была альтернатива – пить или не пить». Но - никакой конкретики, только общие благие намерения. А запрет всегда конкретен, поэтому наиболее удобен.
...17 июля Законодательное собрание Карелии приняло законопроект в первом чтении. "За" проголосовали все фракции.
Максим Берштейн















Комментарии