Фото: из архива Ларисы Каприеловой
Общество
В столице Карелии отмечает юбилей парк с мрачной историей

"Сад железнодорожников" был торжественно открыт в Петрозаводске 85 лет назад, 19 июля 1938 года. Это важное для всего города событие было приурочено к недавно учрежденному в СССР Дню железнодорожника, назначенному по календарю "красных дней" на 30 июля.

Вообще-то, этот праздник уже существовал в России с 1896 года, когда был опубликован приказ министра путей сообщения империи князя Михаила Хилкова. В нем высокопарно сообщалось, что "Государь Император… державной волею коего Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I Императорских железных дорог". День был определен на 10 июля (по новому стилю).

Прошло-то всего 40 с небольшим лет, но к 1938 году в стране выросло поколение строителей социализма, которые уже не знали традиций, так как, в соответствии с партийным гимном "Интернационал", отреклись от старого мира и отряхнули его прах со своих ног. И профессиональный праздник был учрежден по другому поводу - в честь великой даты: 30 июля великий вождь и учитель товарищ Сталин изволил принял у себя в Кремле делегацию железнодорожников. Учреждение еще одного праздника было выгодно тирану: в разгар самых кровавых репрессий послушный народ должен веселится.

В Петрозаводске веселье началось с субботников. Местом организации своего Сада железнодорожники выбрали площадку между паровозным депо и Первомайским шоссе, неподалеку от тогдашнего вокзала (ныне Товарная станция) и барачного поселка, где еще с 1915 года так и ютились работяги.

Как отмечалось, это место соответствовало "возможностям вместить большое количество людей, а также позволяющее разместить сцену для выступления руководителей, трудящихся и творческих коллективов".

Во внерабочее время участники субботников с небывалым энтузиазмом освободили участок от всякого наследия прошлого и приступили к благоустройству. Были разбиты газоны и клумбы, устроен фонтан, установлены скульптурные композиции, центральной из которых стал бюст горячо любимого "железного наркома" путей сообщения Лазаря Кагановича (после войны там была водружена величественная статуя самого Сталина).

 Трудящимся паровозного депо, имеющего необходимых специалистов, были поручены самые сложные работы. "В сжатые сроки, - отмечалось в отчетах, - ими были построены красивый высокий забор, арочный вход в парк, а также сцена и танцевальная площадка оригинальной конструкции".

Хотя официальным открытием Сада отдыха (позднее его переименовали в "парк") считается 1938 год, но годом ранее, 30 июля, в нем прошли первые гуляния, посвященные "Всесоюзному Сталинскому дню железнодорожников". И все было словно как сегодня: играл оркестр, выступали творческие коллективы, на сцену поднимались чиновники вперемешку с передовиками производства.

С тех пор Сад действительно стал любимым местом отдыха не только у железнодорожников, но и остальных петрозаводчан. Однако интересный момент: вход в него был платным - касса располагалась у ворот. Неизвестно, пользовались ли льготами сами железнодорожники, но в дни всенародных торжества в Сад пускали бесплатно всех желающих.

В 1938 году рядом с ним был построен стадион "Локомотив". Об этом сооружении практически не осталось никакой информации, за исключением того, что вход в него также был платным.

Стадион снесут в 1954 году в ходе реконструкции Привокзальной, будущей улицы Шотмана.

В годы оккупации финны в этом Саду хоронили своих павших солдат, а потом в 1944-м вывезли их останки специальным поездом на родину.

Октябрь 1941-го. Финские оккупанты гуляют по Петрозаводску

В 2019 году теперь уже городские власти решили возродить Парк железнодорожников. В очередной раз отнивелировали площадку, возвели массивную железную арку, правда, без забора (зачем она тогда?), вместо фонтана, танцпола и сцены для выступлений артистов и начальников установили типовую детскую площадку, коими уже переполнены почти все городские дворы - и парк готов!

Фото пресс-службы администрации ПГО

Стало ли это место популярным, как раньше, сказать не берусь: своих детей я бы в "парк на костях" не повел, а если бы случилось, обязательно рассказал его историю. Чтобы знали и помнили…

Почему на костях - наш следующий рассказ.

Текст: Алексендр Трубин

Фото из архива Ларисы Каприеловой

Комментарии