Фото: Вид на Неглинское кладбище с Екатерининской церковью, 1920-е годы. Фото из Национального архива РК
Общество
В столице Карелии 11 кладбищ официально числятся утерянными

Что представляли собой "немецкие " кладбища Петрозаводска, и куда они делись

На днях мы подняли тему скорой нехватки мест на кладбища Петрозаводска: старые исчерпали свои возможности, новые не строятся.

Читайте по теме: «Дефицит мест на кладбищах Петрозаводска становится реальностью»

Тема эта имеет историческую подоплеку. С момента создания Петровской слободы в 1703 году, в ней обосновались иноземные специалисты. И, естественно, некоторые из них уходили в мир иной здесь же. Так на правом берегу реки Лососинки образовалось первое кладбище людей иного вероисповедания, получившее в народе название «Немецкое».

Со временем этот район стал уникальным по своему мироупокоению погостом: в течение почти полутора веков здесь лежали и православные, и лютеране, и католики. На территории современного Зарецкого кладбища, в которое входило и «Немецкое», были погребены такие знаменитости как горные начальники Гаскойн, Армстронг, Фелькнер, Кларк и члены их семей.

Хотя места захоронений этих выдающихся людей так и не установлены до сих пор, в апреле 2023 года мэр Петрозаводска Любарский встретился с главой администрации Луганска и передал ему «капсулу с землей с могилы Гаскойна». Зачем ему нужно было лукавить? Неужели, если бы градоначальник сказал, что это просто петрозаводская земля, на которой жил и творил великий инженер, она стала бы менее ценной?..

Читайте по теме: «Сможет ли мэр Петрозаводска найти могилу британского инженера Гаскойна» 

С ростом Петровской слободы, получившей в 1777 году статус города, мест для захоронений перестало хватать. Зарецкое кладбище к концу XIX века разрослось почти до современной улицы Луначарского. И в 1893 году Городская Дума выделила евангелическо-лютеранскому приходу место под новое кладбище «на третьей версте Петербургского тракта» (проспект Первомайский) — «на безлюдной высокой террасе, среди густого соснового леса».

Но хоронили там не только местных католиков и протестантов. По некоторым данным, здесь обрели покой австро-венгерские военнопленные, строившие Мурманскую магистраль.

Есть предположения, что там хоронили и китайских гастарбайтеров, также участвовавших в ее возведении. Хотя это маловероятно: вряд ли местные конфессии были согласны — в то время уже существовала некая религиозная рознь и появились отдельные православное, еврейское, грузинское кладбища. Последнее располагалось в районе современной улицы Ленинградской и, по официальным данным, считается «утерянным».

Вообще, согласно статистическим данным, в Петрозаводске существовало 24 кладбища, и под грифом «Утеряно» из них числятся 11.

В середине 30-х годов прошлого века большевики всерьез взялись за «старорежимные» кладбища. Сначала — за Зарецкое. В 1934 году президиум Петрозаводского городского совета постановил:

«1. Старое немецкое кладбище ликвидировать.
2. Имущество (имеется в виду взятое властями на учет) на кладбище: два памятника, один из них передать в ведение Кар. Музея как памятник старины, относящийся к истории Онежского завода».

Речь идет о памятнике Василию Кларку, отработавшему на заводе 56 лет и последние 35 лет — его управителем. Умер в 1842 году. Куда делся памятник — неизвестно.

Другой же памятник, Чарльзу Гаскойну, как не имеющий музейного значения, «…передать для реализации тресту „Металлолом“. Равно как и все имеющиеся на кладбище надгробные плиты, предметы, состоящие из чугуна и железа… Каменные плиты передать Отделу благоустройства для реализации строительным организациям».

Как мы уже рассказали, в 1937 году железнодорожники взялись за Немецкое кладбище возле Первомайского шоссе, захоронения на котором, кстати, продолжались вплоть до начала 1930-х годов.

Читайте по теме: «В столице Карелии отмечает юбилей парк с мрачной историей»

Сегодня в некоторых статьях можно прочитать, что на этом погосте было «произведено вскрытие могил, эксгумации останков и перенос их на другие кладбища». Единственное свидетельство тому — опросы ветеранов-железнодорожников, проведенные в начале 1990-х годов, которые подтверждают, что производилось именно перезахоронение останков. «Таким образом, — делает вывод их автор, — версия об устройстве „парка на могилах“ не выдерживает критики и не имеет никакого исторического и документального подтверждения».

Сомнительный аргумент, так как никто из ветеранов не знал, куда именно были перезахоронены останки, как нет и соответствующей этому документации.

А вот устные свидетельства того, что никаких перезахоронений не было, имеются. Вот что рассказывает один из карельских журналистов: «Два года назад я общался с одним пенсионером, который принимал участие в реконструкции парка, то есть выкапывал гробы с останками. Раньше там располагалось „немецкое кладбище“. Многие гробы, говорит, были сделаны из дуба. Все вывезли на свалку…»

Да что там сталинское время! С давних советских времен проход через Неглинское кладбище шел прямиком по могилам предков: полуразрушенным — взрослым и детским. А когда в 80-х началось строительство канализационного коллектора, кости, вырытые экскаватором — без всякой эксгумации — валялись по всех округе.

Даже в 2013 году бордюр на проспекте Александра Невского пытались выложить и могильных плит…

Текст: Александр ТРУБИН

Комментарии