Фото: Людмила Корвякова
Образование
Школа ломает жизненные планы детей по новым стандартам

Мама выпускника 9 класса лицея Петрозаводска рассказала, как ее сына не взяли в старшую школу и планы на поступление в вуз встали под угрозу.

В редакцию «ФакторНовости» обратилась жительница Петрозаводска Елена – мама выпускника 9 класса лицея №40, которая рассказала историю о своем сыне, не попавшем в 10 класс родной школы.

Для ребенка, у которого есть цель и планы получить профессию IT-специалисты, оказаться на улице с аттестатом 9 класса – это стресс. В свою очередь, школа не видит в этом большой проблемы и, комментируя ситуацию, ссылается на новые образовательные стандарты, согласно которым вправе проводить конкурсный отбор для зачисления в старшие классы. А те, кто под новый формат не подходят и все еще верят в светлое доброе вечное, могут быть свободны… как в выборе путей решения, так и в принципе. 

С документами на выход!

Елена рассказала, что ее сын в этом году окончил 9-й класс лицея №40. Учился в школе с 1-го класса без троек. Получил аттестат с «четверками» и «пятерками» и, конечно, подал заявление на поступление в 10-й класс, потому что уже давно определил для себя цель – стать IT-специалистом.

«Если кто-то еще в его возрасте решает, какую профессию хочет получить, то у нас сын уже давно сказал, что будет поступать на айтишника, поэтому и профиль в средней школе выбрал информационные технологии», - рассказала мама выпускника-девятиклассника.

Казалось бы, все отлично: и оценки хорошие, и цель есть, и родная школа с любимыми учителями и друзьями, но в 10-й класс ребенка не взяли. Как так получилось?

Во-первых, 9-х классов было четыре – гуманитарный, естественно-биологический и два одинаковой направленности: физико-математический и информационно-технологический, где ведущими предметами были физика, математика и информатика. Сын Елены как раз учился в информационно-технологическом. Но 10-х классов в лицее №40 сделали всего три: один с математической направленностью, второй гуманитарный и третий естественно-биологический. А это значить, что на 25 человек меньше могли попасть в 10-й класс родной школы.

Во-вторых, чтобы поступить в 10-й профильный, необходимо было написать заявление и набрать определенный проходной балл.

«На подачу заявления выделили два дня, я пришла во второй и написала на прием моего сына в математический класс. А оказывается, в первый день всем говорили, что можно писать два заявления, если по баллам, например, не пройдет в математический, то в гуманитарный может записаться. Но я во второй день об этом не знала», - объяснила Елена.

Заявления подавали на общих основаниях как ученики лицея, так и ребята из других школ, которые хотели окончить 10/11 классы в статусном учебном заведении.

При регистрации заявителю присваивался индивидуальный номер, увидев который в списке, ученик мог понять – зачислен он в 10-й класс лицея №40 или нет.

Дальше начинался отбор. Необходимо было набрать проходной балл – 4,27.

«Проходной балл высчитывается интересно: сложили все оценки по предметам в аттестате, кроме тех, по которым не проводится ОГЭ – физкультура, изо, музыка, труд. Прибавили туда четыре оценки по ОГЭ и разделили на количество», - рассказала мама лицеиста. Те, кто не набирал проходной балл, должны были документы из школы забрать и идти искать другое учебное заведение или работу.

«Мой сын набрал 4,15, это меньше, чем требовалось, и конечно, в 10-й класс его не взяли. Из нашего класса вообще только 8 человек попали, хотя ребята учились хорошо. В итоге кто куда пошел. Некоторые родители сразу документы взяли и пошли в техникумы. Я была в полной растерянности, а ребенок вообще испытал такой психологический стресс! Рушились все его планы, мечты. Директор посоветовала нам поторопиться и отдать документы в другую школу, пока есть места. Мы побежали в 29-ю школу, она недалеко от нашего дома и еще более менее. Почему я должна ограничивать ребенка, если у него уже есть цель. Получается, школа ломает его жизненные планы», - эмоционально делилась произошедшим Елена.

По ее словам, в 29-й школе совсем другой уровень образования, и чтобы быть конкурентоспособным при поступлении в вуз, придется нанимать репетиторов и оплачивать уроки.

«Я очень жалею, что не знала и мне никто не сказал тогда, что можно писать два заявления, так бы сын мог остаться в гуманитарном классе, зато в своей школе, где все родное, да и он уходить не хотел. Потом бы в течение года, может быть, что-то поменялось и он смог бы перевестись в математический класс. Наверное, надо было не забирать документы, но я была в таком психологическом состоянии и просто боялась, что мы можем никуда не попасть в 10-й», - с сожалением рассказывала Елена.

Также она не понимает, почему все дети поступают в 10-й класс на общих основаниях, почему у своих родных нет льгот.

«Нет у меня доверия к такой системе, когда в списках только номера, почему фамилии не написать и баллы, тогда бы все всё видели и было бы честно. Вот говорят, что в 10-й класс попал ребенок, у которого балл ниже, чем у моего сына. Я не знаю, правда ли это, но, наверное, все может быть, раз так завуалированно преподносят информацию», - сказала Елена.

Она мама двоих детей: старшая дочка тоже училась в 40-ом лицее и окончила его нормально, потому что было четыре 9-х класса, а потом было четыре 10-х, и никого не вынуждали уходить, не проводили такой жесткий конкурсный отбор.

«Дочка поступила в университет, сейчас учится, и кстати, списки поступивших вывешивали в вузе с фамилиями – все ясно было», - недоумевает мама экс-лицеистов.

Они с супругом обращались в администрацию Петрозаводска с вопросом, почему их ребенок не может продолжить обучение в родном лицее, но в ответ получили объяснение, в котором значилось, что ваш ребенок зачислен в 10-й класс 29-й школы. Капитан Очевидность! Родители знали об этом и без официальной бумаги из мэрии.

Сегодня отец школьника написал жалобу в прокуратуру, все с тем же вопросом: почему ребенка не взяли в 10-й класс своей школы, где он хорошо учился 9 лет. И даже шанса не дали остаться. Но думают, что и из надзорного ведомства получат очередную отписку. 


фото ВК Лицей №40

«Право ребенка на образование не нарушено»

Ситуацию с поступлением в 10-й класс прокомментировала директор лицея №40 в Петрозаводске Светлана Викторовна Савицкая.

Руководитель учебного заведения в беседе с журналистом сразу сказала, что по новому образовательному стандарту: в старшие классы зачисляются дети, которые по критериям проходят в профильные классы. Если мест в таких классах нет или конкурс ученики не прошли, то они могут выбрать другое образовательное учреждение, где есть свободные места.

На вопрос, почему количество 10-х классов сократили до трех, тем самым искусственно создав нехватку мест. Директор лицея ответила, что такая практика у них два года.

«Мы исходим из тех ресурсов, которые у нас есть, в основном кадровых. Когда-то набирали четыре десятых класса, потом и детей стало поменьше, и не хватает нужного количества учителей профильных предметов. И сегодня в школах много вакансий. Мы, посчитав все наши возможности, решили перейти на такую линейку», - объяснила Светлана Савицкая.

- Новые стандарты не предусматривают того, что школа должна предоставить место в 10-м классе, если ребенок хочет учиться?

- Такой нормы, что школа обязана предоставить место в 10-ом классе, нет. После того как дети заканчивают обучение в 9-ом классе,они завершают обучение на уровне основного общего образования, получают аттестат и отчисляются из школы. Все дети отчисляются, по закону об образовании Российской Федерации от 2013 года. А дальше начинается процесс поступления в 10 класс, и никаких требований юридических, что школа обязательно должна взять всех тех, кто у нее учился раньше, – нет. Мы рассматриваем все заявления, которые к нам поступают, на одинаковых условиях.

Льготные условия определяются на федеральном уровне: это мамы/папы, работающие в силовых структурах, папа/ мама – участники СВО. Такие льготы есть, но школам этим же Федеральным законом дано право проводить индивидуальный отбор в профильные классы. Мы вначале проводим индивидуальный отбор. Если у нас оказывается, что есть дети с одинаковым баллом, то преимущества в данной ситуации будут у льготников. Тоесть вначале зачислим льготников, а потом всех остальных. Если у льготника средней балл ниже, чем мы можем зачислить, то тогда льгота здесь не работает. Вначале индивидуальный отбор.

 

В Федеральном законе прописано, что право отбора устанавливается субъектом РФ. И в 2013 году закон Карелии об образованииустановил за нами (школами)право отбора по результатам обучения.

Детям отказываем в поступлении в 10 класс, потому что нет свободных мест. То есть мы набираем 25 человек,набравших проходной бал, - и всё.

- Как определяется проходной балл?

- У нас в лицее проходной бал определялся по среднему баллу аттестата.

- Почему не вывешиваете пофамильные списки зачисленных в 10-й класс? Многие родители выразили недоверие к такой системе информирования.

- Потому что это запрещено законом о персональных данных, который был принят в России еще в 2006 году. Если любое образовательное учреждение вывешивает такие списки - это нарушение. Роскомнадзор нас проверяет, поэтому присваивается номер.

- Имеет право ученик писать два заявления на прием в 10-й класс?

- Нигде не прописано, что нельзя,поэтому можно. У нас так было, как второй приоритет. Несколько человек так были зачислены. Но сначала укомплектовывали класс по первым заявлениям.

- Что вы говорили тем, кто не прошел в 10-й?

- Кто спрашивал, я рекомендовала, не затягивая обратиться в другие школы. Кто-то сразу пошел выбирать школу, кто-то в техникум пошел.

- Создавая такую ситуацию в школе с профильными классами, с проходным баллом, конкурсным отбором, не нарушается ли право ребенка на получение бесплатного образования?

- Право ребенка на образование не нарушено. В этом году в Петрозаводске открыто 10 классов на один больше, чем в прошлом году, в 2023. В прошлом было 60, теперь 61. И на 2 сентября, в 10-х классах школ Петрозаводска оставались 24 вакантных места. То есть эта ситуация, что мест не хватает, не очень правдивая.

Унас, когда проходит отбор, когда заявлений больше, чем мест, остается резерв, и мы его отрабатываем и после 1 сентября. Бывает, что ребенок поступил в 10 класс, начал учиться, а потом что-то изменилось, и он ушел, место освободилось, мы звоним родителям школьника из резервного списка и сообщаем об этом. Бывает, что и приходят ученики обратно в школу.


ФОТО: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

P.S.

Получается, что по закону все правильно, а родители с детьми плачут.

Как с первоклассниками: вроде мест для всех в школах хватает, просто кому-то до нее придется ехать час, так как рядом с домом учебное заведение заполнено. И не волнует чиновников от образования, что малышам придется вставать ранним утром, ехать через весь город до школы, мерзнуть на остановках в ожидании транспорта, который в городе ходит через раз… Право на образование-то не нарушено.

Ну и не будем сбрасывать со счетов желание властей получить больше специалистов рабочих профессий: сварщиков, токарей, плотников, слесарей… Ведь именно создав условия невозможности поступления в 10-й класс, профучилища искусственно пополняют студентами. А хотят ли ребята там учиться – это уже чиновников не интересует.

И вопрос: действительно ли таким способом можно получить профессионалов-мастеров или это очередные кандидаты на должности продавцов и курьеров.

Ира Меркова

Комментарии