Фото: Google.com/maps. Пиканто
Секс, онлайн и санкции: как изменилась работа интим-магазинов

Секс-шопы в Карелии: как работают магазины для взрослых в условиях западных санкций и экспансии маркетплейсов (18+).

Борьба маркетплейсов и офлайн-магазинов за покупателей интим-товаров активизировалась в крупных городах России. По оценке федеральных медиа, интернет-площадки выдавливают офлайн-торговцев с рынка продукции для взрослых. Об этом в феврале текущего года сообщал "Коммерсантъ" по итогам анализа ситуации в городах-миллионниках. Трудности российских секс-шопов, по оценке участников рынка, могут быть связаны также с повышением закупочных цен на фоне западных санкций и ростом курса валют.

Издание "Фактор" побеседовало с владельцем сети магазинов для взрослых "Ламур" и "Пиканто" Константином Аленькиным. Под брендом «Ламур» его торговые точки присутствуют в Петрозаводске, Мурманске и Череповце; под брендом «Пиканто» - в Санкт-Петербурге. Эксперт не разделяет пессимизма по поводу будущего офлайн-торговли интим-товарами. По его оценке, сетевые площадки не смогут целиком поглотить рынок офлайн-торговли, а способны даже простимулировать клиентский поток в перспективе. 

Вместе с тем, предприниматель Аленькин подтвердил усложнение процессов логистики и общее подорожание импортируемой секс-продукции на фоне санкций. В свою очередь, он отметил, что сложившаяся на рынке ситуация не привела к росту активного импортозамещения в части товаров для взрослых.

Интервью содержит материалы 18+

- Константин, сейчас пишут, что маркетплейсы поджимают магазины интимных товаров. Действительно ли это так?

- Я придерживаюсь того мнения, что маркетплейсы скорее расширяют емкость нашего рынка, то есть делают товар доступнее для людей и популяризируют нашу сферу. Многим людям до сих пор некомфортно или стыдно прийти в секс-шоп, разговаривать на подобные темы с живым человеком. Для этих людей комфортнее заказывать онлайн - как на маркетплейсах, так и в обычных интернет-магазинах. Поэтому я бы не сказал, что тенденция однозначно на сокращение сегмента офлайн. Мы значительного оттока в нем не наблюдаем, при том что работаем во всех сегментах данного бизнеса – у нас есть и офлайн-магазины, и интернет-сайты, а также мы продаём на маркетплейсах. Часто люди пробуют покупки на маркетплейсах и разочаровываются в своем выборе, потому что делают его самостоятельно, ориентируясь в основном на низкую цену. Берут что-то самое недорогое, попробовать, и это очень часто разочаровывает людей. После этого кто-то решает, что «это не моё», и его интерес к нашей сфере на какое-то время ослабевает, а кто-то возвращается в офлайн-магазины, где есть экспертное мнение и специалист, который может грамотно проконсультировать. Кстати, многие из наших продавцов имеют профильное образование психолога-сексолога и применяют свои профессиональные знания и навыки, чтобы выявить потребности человека и помочь ему закрыть свой запрос. Нередко человек, приходя в магазин, думает, что хочет одно, а в процессе консультации выясняется, что его запрос совершенно в другой плоскости – это как раз то, что сегодня не может дать ни один маркетплейс при всей его широте выбора.

- Что касается периода санкций: они повлияли на вас?

- Санкции очень сильно повлияли на логистику наших поставщиков, она стала дороже, и увеличились сроки поставок товаров на российский рынок. Мы закупаем товар у прямых импортеров, которые везут его в страну из-за рубежа. Почти по всем направлениям - китайскому, европейскому и американскому - увеличилось время доставки. Товар стал чаще выпадать из ассортимента поставщиков, поэтому мы вынуждены делать более ёмкие закупки, чтобы наши покупатели не испытывали этих неудобств с отсутствием привычного товара на полках. А так, в принципе, все бренды, которые были представлены до СВО, так или иначе присутствуют на рынке. Единственное, они стали значительно дороже из-за курса валют и удорожания логистики.

- Если говорить об импортозамещении, Россия производит на вашем рынке что-то или весь товар идет через импорт?

- Из-за санкций больше производителей не появилось. Они были и до этих событий. Были компании, которые производят игрушки и эротическую одежду в РФ, и сейчас они продолжают работать. Чтобы у них сильно выросла доля продаж, я бы тоже не сказал. Именно по игрушкам основной поставщик - это Китай. Все мировые бренды производят товар в Китае, и это касается не только нашей сферы. В уходовой косметике - лубриканты, массажные масла - действительно появились новые российские производители. Но так было и раньше. Какого-то бурного развития импортозамещения мы не наблюдаем. В России, конечно, создаются новые компании, которые пытаются делать новые продукты, но это в основном касается сопутствующих товаров: смазок и разной уходовой косметики.

- Перейдем от тех, кто продает, к тем, кто покупает. Я помню времена, когда люди ходили в интим-магазины, как в музей. Что сейчас произошло с покупателем? Он другой или тот же?

- Есть тенденция более спокойного отношения к этой сфере среди более молодого населения. Так называемые "зумеры" более спокойно к этому относятся, у них меньше стереотипов. Они - более активная часть нашей покупательской аудитории: их приходит больше. Они идут к нам, чтобы узнать что-то новое, получить новые впечатления. А в целом, аудитория особо не поменялась: ее половозрастные характеристики такими же и остаются, основные покупатели – это женщины и мужчины примерно в равных пропорциях от 18 до 45-50 лет.

- Какой товар сейчас наиболее популярен?

- Какой-то конкретный товар я бы не стал выделять, но есть удивительная тенденция за последние годы. После начала СВО мужское население частично ушло в зону спецоперации или релоцировалось и, вроде как, женщин становилось больше в моменте. Но за последние 2-3 года отмечается, одинаковое по разным городам и по всей стране – это кратное, в разы увеличение продаж мужских игрушек. Как это ни странно, мужских игрушек стало продаваться сильно больше, чем раньше.

- А почему?

- У меня нет однозначного ответа на этот вопрос, но тенденция такая есть. Вероятно, это, во-первых, влияние «зумеров», для которых игрушки становится более простым способом закрывать свои потребности, чем классические отношения с противоположным полом. А во-вторых, производители обратили внимание на эту категорию и за последние годы выпустили множество инновационных товаров для мужчин, которые с технической точки зрения сильно превосходят то, что мы видели ещё 3 года назад.

- Сейчас много говорят о демографии, при этом наблюдается консервативный тренд в обществе. Нет ли у вас опасений за достаточно интимную сферу торговли? Не опасаетесь ли, что скажут: уходите с улиц, закрывайте шторы, прячьтесь в онлайн?

- Подобная критика была всегда. Когда-то она усиливается или ослабляется, но я не скажу, что к этой сфере когда-то было лояльное отношение и нам помогали работать, морализм всегда присутствовал. Боимся ли мы? Объективно - нет, потому что это скорее информационный шум и пиар в определенных кругах. Вряд ли это дойдет до каких-то конкретных действий или запретов. А если даже и дойдет, какого бы сегмента эти ограничения ни коснулись - онлайна или офлайна, скорее это будет перераспределение рынка в пользу одного из сегментов. При этом мы искренне верим в то, что наша сфера помогает обществу сохранять крепкие семьи и реализовывать свои запросы внутри семьи, то есть в конечном итоге способствуем улучшению интимного здоровья общества и улучшению демографической ситуации в стране.

Беседовал Александр Гнетнев

 

Комментарии