Частная клиника, пытавшаяся открыть кабинет невролога в Костомукше, не могла этого сделать из-за закорючки в регламентах
Больница без специалистов
В начале февраля карельские власти уделили внимание второму по величине и значимости городу республики – Костомукше. И, среди прочего, Межрайонной больнице №1, в которую недавно превратилась городская больница. Удивительного в этом ничего нет. В свое время, в середине 1980-х, это медучреждение было вторым по величине в республике, а по оснащению – вообще лучшим, возможно - на всем Северо-западе СССР. Потому что строили ее финны, а оснащали венгры.
Воды с тех пор утекло немало. И вот теперь высокотехнологичная больница в развитом городе столкнулась с непредвиденным препятствием в работе – дефицитом кадров. Министр здравоохранения Карелии Михаил Охлопков рассказывает в соцсети о планах по созданию здесь полноценного отделения неврологии – и тут же комментарий от одного из местных жителей: а кто работать в этом отделении будет?
Вопрос нехватки узких специалистов в МРБ №1 встает периодически, и давно стал любимой темой в местных «подслушках». Вот типичный «крик души» (оскорбительные и недоказанные утверждения мы заретушировали): Почему молодые специалисты не хотят ехать в Костомукшу, а приехав, бегут из нее – вопрос открытый. Сами они говорят, что дело в оплате труда и, что важнее, в отношении со стороны начальства.
Читайте по теме: «Почему молодой врач едва не уехал из Карелии»
В Минздраве республики признают, что проблема существует, причем во всех райоах республики. Вот официальная позиция министерства, выраженная под одним из комментариев в соцсети:
«Кадровый дефицит медицинских работников, к сожалению, проблема не только г.Костомукши. Работа по привлечению кадров проводится в постоянном режиме. Количество врачей по Межрайонной больнице на сегодняшний день составляет 120, тогда как на конец 2022 года - 115. По г.Костомукша на сегодня - 108 врачей, 2022 г - 103. В январе 2024 года трудоустроились 3 врача-специалиста. В марте 2024 года ожидается прибытие ещё 3 врачей.
Молодые специалисты после выполнения своих обязательств по целевым договорам, отработав 3 года, используя полученный опыт, активно приглашаются клиниками крупных городов, такими как г.Санкт-Петербурга и г.Москвы.
На сегодняшний день руководством больницы, экономической службой и представителями профсоюзной организации решается вопрос по пересмотру стимулирующих выплат в рамках утверждённого фонда оплаты труда».
Но иногда желание работать разбивается просто о волнорез чиновничьего тугоумия.
Стандарты оснащения
Конкретно с неврологами в городе катастрофа. При этом, по мнению специалистов, в Карелии неврологическая помощь входит в пятерку самых востребованных медицинских услуг. Но в Костомукше фактически работает только один врач, причем преклонного возраста, обслужить всех пациентов он просто не в состоянии, поэтому люди едут в Петрозаводск и в Петербург. И тут на помощь решил придти бизнес.
Одна из частных медицинских клиник, имеющих филиал в городе горняков, собралась открыть здесь кабинет невролога. Да, он был бы платным, но наверняка есть возможность договориться с Фондом обязательного медицинского страхования, и затраты на врача хотя бы частично покрывало бы государство. Но даже платный прием с лихвой возмещает затраты на поездки в другие города.
Для открытия кабинета требуется лицензия. Для получения лицензии необходимо оборудовать кабинет по так называемому стандарту оснащения, который утверждается в соответствующем приказе федерального Минздрава. В этих стандартах оснащения перечислено все, что должно быть в кабинете специалиста в зависимости от его профиля – от аппарата ЭКГ и ростомера до компьютера с выходом в интернет и принтера.
В кабинете невролога среди прочего должны находиться набор пахучих веществ, которые - в теории - должны помогать врачам диагностировать разного рода расстройства неврологической системы. То есть применять их в обязательном порядке специалиста, естественно, никто не заставляет, но они должны быть. Нет проблем – но чиновники из Минздрава вдруг заявили, что этот набор должен быть зарегистрирован в качестве медицинского изделия.
На понимание: в России существует реестр медицинских изделий. Возьмем, допустим, тот же аппарат ЭКГ: у него есть регистрационное удостоверение, производитель должным образом оформил его, и он включен в реестр медицинских изделий под определенным кодом. Но вот набор пахучих веществ для кабинета невролога вообще никогда не был зарегистрирован на территории Российской Федерации в качестве медицинского изделия, хотя широко представлен на рынке различными производителями и дистрибьюторами.
То есть еще раз: согласно приложению к Приказу российского Минздрава от 6 июня 2012 г. изделие, обозначенное в стандарте оснащения кабинета врача-невролога как «Набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора» числится в номенклатурной классификации медицинских изделий как «Система ольфактометрическая» под кодом 142790. Но в Едином реестре Росздравнадзора не зарегистрировано ни одного медицинского изделия с таким кодом. То есть требования карельского Минздрава были заведомо невыполнимы, и клиникам начали отказывать в выдаче лицензии на неврологическую помощь.
Самое пикантное, что еще тремя годами при абсолютно тех же условиях «частники» получили такую лицензию для одного из своих филиалов в Карелии. А в других регионах выдача лицензий по неврологии вообще не приостанавливалась.
Мы только что объясняли читателю особенности психологии чиновника. Если нормативный акт можно трактовать по-разному, то делать это нужно не в интересах граждан, а в интересах собственной безопасности.
Читайте по теме: «История с удостоверением бывшей узницы фашизма превратилась в правовой казус»
Вот и на этот раз республиканское министерство просто сослалось на приказ федерального ведомства, а в ответ на настойчивые просьбы объяснить, что же делать для преодоления ситуации, вступило в вялую переписку с российским Минздравом, которая заняла год. Все это время Костомукша сидит с единственным неврологом, у которого отпуска, больничные и т.д.
Принять к размышлению
Руководство клиники не успокоилось и подключило всех – карельского бизнес-омбудсмена, депутатов Заксобрания, чиновников самого разного уровня. Дело докатилось до федерального Уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, который лично обратился в федеральный Минздрав. Был получен ответ: для изменения позиции карельского министерства нужно внести изменения в Приказ российского ведомства, которые сейчас проходят «широкое обсуждение». Предложения «будут учтены». Разумеется, гарантий никаких. Практически такой же ответ получила депутат карельского парламента Эмилия Слабунова.
Параллельно медики судились, на первых порах безуспешно. История грозила затянуться еще надолго – как вдруг, неожиданно для всех, разум победил. Одна из частных клиник Карелии в апелляционной инстанции сумела отстоять свою позицию, это случилось 9 февраля. В только что опубликованном решении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда сказано:
«Учитывая, что в Реестре медицинских изделий сведения о зарегистрированных медицинских изделиях «набор пахучих веществ» отсутствуют, а стандарт оснащения кабинета врача-невролога не содержит требования к использованию в оснащении изделий «набор пахучих веществ», зарегистрированных как медицинских, следовательно, требование Министерства о предоставлении Обществом сведений о регистрации медицинского изделия «наборы пахучих веществ» являлось неправомерным и не могло являться основанием для отказа в лицензировании вида медицинской деятельности – неврология».
И далее: «Апелляционный суд в качестве восстановления нарушенного права возлагает на Министерство обязанность по внесению изменений в лицензию..., изменив перечень оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, добавив данные об услуге «неврология» по месту осуществления деятельности».
Пока что речь идет о филиале в Петрозаводске. Но если карельские чиновники от медицины не будут оспаривать это решение (зачем?), а также возьмут его за основу в отношении других медучреждений – в Костомукше вскоре появится невролог. Как сообщили нам в клинике, для запуска кабинета руководству требуется пара месяцев.
Текст: Максим Берштейн
Комментарии