В столице Карелии прошли похороны известного ученого, талантливого архитектора и легендарного борца за сохранение памятников деревянного зодчества Вячеслава Орфинского.
Цветы, корзины и венки сегодня, 4 сентября, несли и несли в траурный зал на улице Вольная в Петрозаводске. Ручей из людей становился то уже, то шире. Многие хотели попрощаться с легендой Петрозаводска и Карелии – Вячеславом Петровичем Орфинским. Два дня назад сердце 95-летнего академика перестало биться.
Ученый, педагог, публицист, неутомимый исследователь народного зодчества Русского Севера воспитал тысячи архитекторов и реставраторов. Он никогда и ничего не жалел для того, чтобы сохранить исторический облик своего родного города – Петрозаводска. Был резок в высказываниях, доказывая свою правоту коллегам и чиновникам. При этом умел извиняться и обладал отменным чувством юмора. Об этом и многом другом готовы были говорить на церемонии прощания с выдающимся человеком его коллеги, ученики и просто неравнодушные к судьбе города и республики люди. Никто не скрывал, что вместе с Орфинским ушла целая эпоха.
Как ни странно, ни одного высокопоставленного чиновника из правительства республики, администрации города и карельского парламента у траурного зала не оказалось. Хотя наград от них академик получил немало. Приходили с орденами и цветами даже домой к ученому.
«Отделались венками. Некогда с легендой прощаться», – шептали ученики Вячеслава Петровича, комментируя отсутствие представителей власти.
«Фактор News» поговорил с теми, кто искренне переживает уход защитника памятников деревянного зодчества. Кто для них был академик Орфинский?
«Большой ученый с чувством юмора»
Реставратор Виталий Скопин:
- Насколько он был выдающимся человеком, говорить не нужно. В Карелии это известно любому более или менее образованному человеку. Может быть, не все осознают, что нынешний образ Петрозаводска, без застроенного высотками центра, без изуродованной набережной, с сохраненной исторической застройкой, насколько это было возможно, – это заслуга, прежде всего, Орфинского. И то, что на северо-западе России существует довольно серьезная реставрационная школа по деревянному зодчеству, – это тоже дело рук Вячеслава Петровича.
Не все его знали так хорошо, как я. Мне довелось с ним несколько раз спать валетом в одной кровати. Понимаете, насколько мы были близки?! Когда учился в университете, я относился к Орфинскому как к божеству, академику, педагогу. Чем больше я с ним работал, чем больше его узнавал, тем больше я видел в нем потрясающего человека – настоящего интеллигента со всеми положительными качествами, какими только может обладать человек.
Сегодня я могу улыбнуться, потому что Вячеслав Петрович был очень веселым. У большого ученого с юмором и самоиронией всегда все было хорошо. Не забуду, как мы в Панозере толкали автобус. Отогнать его, 80-летнего, от застрявшей машины было невозможно. Он себя чувствовал крепким и сильным мужчиной до самого конца. И он был мужчиной во всех отношениях и во всех смыслах.
«Вместе с ним ушла эпоха»
Архитектор и краевед Елена Ициксон:
- Орфинский – это икона охраны памятников. Это специалист мирового уровня по деревянному зодчеству. Вместе с ним ушла эпоха. Но из-под его крыла вылетело много специалистов, его учеников. Сегодня их время. Оно другое.
«Давал ощущение надежности»
Заместитель директора по реставрации музея-заповедника «Кижи», экс-начальник Управления по охране объектов культурного наследия Карелии Юлия Алипова:
- Историй, связанных с Вячеславом Петровичем, очень много. Начиная с того, что мы с ним умудрились жестоко поспорить на госэкзамене. Преподаватели не понимали, что происходит. Кто-то смеялся, кто-то был напряжен. Я не ожидала, но после этого он мне поставит «5».
С первого дня моей работы в реставрационном совете в центре по охране памятников он был рядом. Я училась у него рассматривать проектную документацию. Вячеслав Петрович Орфинский и Николай Владиславович Куспак были мастодонтами для нас. Все трепетали перед их приходом на совет. Все волновались и боялись, какая будет оценка с их стороны.
Но, если честно, Вячеслав Петрович для меня в первую очередь – не академик. В экспедиции я ездила не с ним, а с его учеником. Он, мой учитель, давал мне ощущение надежности. У нас была договоренность, что я ему не вру. А он в свою очередь, если появляются сомнения по поводу моих профессиональных действий, сразу звонит и спрашивает, а не читает всякую прессу, не слушает кого-то стороны. Мы этих договоренностей придерживались. И Орфинский меня всегда поддерживал. Хвалил, гордился моими успехами. Когда я получала назначения, когда создали орган охраны памятников, он был одним из первых кто позвонил и пришел. Когда работала в министерстве культуры и на меня были не совсем справедливые нападки (такая у чиновника участь), Вячеслав Петрович сильно переживал, прибегал. Именно прибегал. Он же не ходил, а бегал. Бывало, летит по проспекту Ленина, увидит знакомое лицо, резко остановится, развернется и обязательно уйдет в глубокий поклон. Все женщины это отмечали.
Орфинский был очень хлестким в своих выражениях, очень категоричен в суждениях. Иногда обижал. Но потом всегда извинялся.
Сегодня мы, все его ученики, дружим, общаемся и как профессионалы, и как приятели. У нас была мечта возродить реставрационное направление, которое в непростые годы наш педагог создал в ПетрГУ. Сейчас мы готовим магистров, реставраторов на кафедре ЮНЕСКО при университете. Надеемся, что не утратится это все. Дело Орфинского должно жить.
«Выступал достаточно жестко»
Бывший главный архитектор Петрозаводска Евгений Фролов:
- Орфинский – это наш общественник, ярый защитник исторической части в архитектуре Петрозаводска, памятников деревянного зодчества. Это моя первая ассоциация, связанная с академиком. Ну и конечно, он – учитель многих поколений студентов в архитектуре.
Мы пересекались с Вячеславом Петровичем на градсоветах. Выступал он там достаточно жестко. Профессионал имел на это право.
«Открыл глаза на простую народную красоту»
Профессор кафедры архитектуры, строительных конструкций и геотехники ПетрГУ Алексей Петров:
– Вячеслав Петрович – это прежде всего большой талант, талант исследователя, талант архитектора, талант просто неравнодушного человека, который все готов был отдать для защиты памятников, которые погибали у него на глазах.
Мне, как и тысячам других людей, Вячеслав Петрович открыл глаза на простую народную красоту. Смотреть – не значит видеть. Только когда я прочитал книгу Орфинского «В мире сказочной реальности», я открыл для себя еще один мир. Красоту деревянного зодчества ни с чем не сравнить. Так Вячеслав Петрович сделал нас всех лучше, богаче, выше. За что ему низкий поклон.
Еще лет 10 назад Орфинский был в штате профессуры нашей кафедры. В творческом плане он был самым настоящим долгожителем. Нам было за ним не угнаться: ни физически, ни в научном плане. Он был настоящей звездой.
Подсказал дорогу жизни
Скульптор Александр Ким:
– Орфинский – судьбоносный для меня человек. Я учился на факультете промышленного и гражданского строительства в ПетрГУ. Там я проявил интерес к современной архитектуре, начал что-то творить, участвовать в конкурсах. Тогда Вячеслав Петрович меня приметил и создал под меня специальную архитектурную программу. После окончания ПетрГУ, он мне сказал, что нужно поступать в аспирантуру. Он был моим научным руководителем. Направил меня в «Карелгражданпроект». Потом мы вместе разрабатывали различные проекты. Самый первый – «Карельский дом» для жилищного строительства. Когда готовились к совещанию, три дня и три ночи не спали.
Голова у Вячеслава Петровича всегда работала на 100 процентов. Он говорил очень быстро-быстро. Ему нужно было успеть выдать свою мысль, идею. Иногда эту скороговорку не разбираешь, но при этом контакт, понимание между нами всегда были.
Движение для Орфинского было нормой. Нельзя засиживаться, закапываться в своих мыслях. Нужно идти вперед и вперед, мыслить широко. Что и делал Вячеслав Петрович. Светлая ему память. Я очень благодарен ему за то, что направил меня на правильную дорогу жизни.
«Бежит на всех парах»
Журналист, автор известного фото Орфинского, спасающего от бульдозеристов детскую поликлинику в Петрозаводске, Наталья Мешкова:
– Когда узнала о смерти Вячеслава Петровича, опубликовала еще раз в соцсети фото от 2013 года. Тогда, 7 июня, стало известно, что рушат здание детской поликлиники на проспекте Ленина. Мы все бросились к объекту культурного наследия. Я стою, бульдозер начинает разрушать здание. Смотрю, бежит на всех парах Орфинский. Ему тогда было 84 года.
Здание, которое встречало возвращающихся из эвакуации и с фронта петрозаводчан, отстояли. А Вячеслав Петрович был для нас примером стойкости и гражданского мужества.
Похоронили Вячеслава Орфинского на Сулажгорском кладбище как Почетного жителя Петрозаводска.
Наталья Соколова
Большой фоторепортаж смотрите здесь
Комментарии