Фото: Максим Берштейн
Петрозаводск нуждается в хомлинах

Развитие туризма в столице Карелии, о чем постоянно твердят власти, вполне можно подтолкнуть собственными хомлинами и Барсиками.

 Прозвучит непатриотично, но показывать туристам в Петрозаводске особо нечего. Имеются в виду не музеи с театрами, тут мы выглядим очень достойно. Но вот уличные достопримечательности… Набережная у нас шикарная, но больше ничего интересного нет.

К этому печальному выводу мы с друзьями пришли более 20 лет назад, во время работы в карельской «Комсомольской правде». Приехали к нам два разбитных корреспондента из московской редакции, знаменитые Мешков и Снигирев. Пытались реализовать завиральную идею: устроиться в психиатрическую больницу «Матросы» – один санитаром, а другой пациентом – и потом напечатать репортаж. Скажем сразу, что акция провалилась, но задумка была интересная.

Накрыли столичные гости «поляну», а потом попросили устроить импровизированную экскурсию по городу. И вот куда их вести, москвичей, тем более вечером? В центр города, который возвели в 1950-х годах? В квартал исторической застройки, где ничего не происходит? В пойму Лососинки?.. Выручили Онежская набережная, тайна третьей колонны Музыкального театра, а также существовавший тогда магазин «Для тех, кто шьет». 

 Фото google.com.maps

Для тех, кто не помнит: находился он точно напротив входа в республиканское управление ФСБ, и своим названием очень нервировал сотрудников. Особенно когда рядом открылся магазин телефонов «Алло» (произносить с вопросительной интонацией).

С тех пор, принимая друзей из-за пределов Карелии, каждый раз приходится гадать, чем бы их удивить. Именно удивить, потому что показывать наши архитектурные или исторические достопримечательности людям, проживающим в городах типа Москвы, Питера, Екатеринбурга и т.д. смысла нет, у них все это на несколько порядков круче.

Даже мурманчане, чей город на 200 лет младше нашего, смотрят на нас свысока. Достаточно сравнить, как украшают к новому году столицу Заполярья и столицу Карелии. 

Берем мы в основном природой . А значит все, достойное внимания, находится не в Петрозаводске, а в окрестностях. Но ведь надо как-то удержать в городе туриста? Предложить ему хоть что-то, чтобы он не прыгнул сразу в автобус и не умотал в сторону Кижей, Гирваса или Сегежи.

Что смотреть в Сегеже, я себе представляю с трудом. Но учитывая, что там тоже ввели туристический налог, какие-то красоты имеются. Например, дорога от федеральной трассы к частной гостинице, которую построили почему-то за государственный счет).

Если достопримечательностей нет, их надо придумать. Или подвести теоретическую базу, то бишь собрать байки. С этим у нас порядок: вовсе не своим внешним видом интересны дыра в земле возле все того же Музтеатра.

Фото: "МК в Карелии"

Или неработающий фонтан на Онежской набережной с рабочим названием «Мальчик, писающий в лодку» (расскажем позже).

 Фото: Людмила Корвякова

Они уникальны историей своего происхождения, и таких «экспонатов» у нас немало. Но хотелось бы все же чего-то более материального.

В этом отношении очень показателен опыт Зеленоградска Калининградской области, где нам посчастливилось побывать на новогодних каникулах.

Зеленоградск – город курортный. Осмотреть его можно за пару-тройку часов, плюс навестить несколько популярных едален (в сезон и в праздники готовьтесь к очередям). Но там нашли свою «фишку»: котики. Они, и в особенности их изображения, повсюду.

Естественно, это вызывает вопросы: с чего бы небольшому курорту на Балтике становится Городом кошек, соперничая даже со Стамбулом? Наверное, имеется какая-то древняя легенда. Обычно это душераздирающее повествование о девушке, которую полюбил прекрасный юноша, но некие вздорные обстоятельства не давали им быть вместе, и она либо бросилась в реку, либо превратилась в гору. С юношей тоже могли случиться какие-нибудь неприятности.

С животными сложнее: к девушке их не привяжешь. Кто-то пустил слух, что  свое время кошки спасли Кранц (так город назывался до 1946 года) от крыс. Но подтверждений этой легенде нет, зато есть организованный в 2012 году Музей кошек.

Располагается он в старой водонапорной башне, знаменит уже на всю Россию, и именно он дал городским властям идею сделать котов визитной карточкой Зеленоградска. Получилось прекрасно: все кошатники страны стремятся сюда, как трамписты на Капитолий.

В самом Калининграде также не стали довольствоваться историческим обликом города: теперь здесь все ищут хомлинов, причем вне зависимости от сезона.

Читайте по теме: «Зачем ехать зимой из Карелии в Калининград»

Это такие «духи янтаря», чьи крошечные бронзовые фигурки расставлены в самых знаковых местах города. Их целое семейство, семь штук.

Найти всех – это не просто квест, а возможность увидеть старый добрый Кенигсберг во всей красе.

Идея хомлинов не разрабатывалась в высоких кабинетах, это частная инициатива обычной семейной пары. Но теперь они стали едва ли не символом Калининграда, наравне с Собором Канта.

Кстати.  Вот уж кого местные используют на всю катушку, так это старика Иммануила. Его именем только что детей не называют, хотя я не уверен. Кант везде: в промышленности, общепите, недвижимости. Великий философ, наверное, переворачивается в своем соборе при виде того, какие вопросы решаются его именем…

Но если найти в себе Канта дано не каждому региону, то придумать собственных хомлинов никому не возбраняется. По этому пути уже пошел Псков: теперь здесь ищут Барсиков. Такой вот милый и совершенно законный плагиат.

И, кстати, Карелия тоже пошла по этому пути: в горном парке «Рускеала» теперь есть марморики, и их уже крадут.  

Мы вовсе не предлагаем расставить по Петрозаводску героев Калевалы, чтобы туристы их разыскивали, попутно восхищаясь пейзажами Древлянки и видами Пятого поселка. Но если двум людям в Калининграде пришла в голову идея, как привлечь еще больше внимания к своему городу – неужели в столице суперпопулярной Карелии, при наличии целого республиканского Управления по туризму, нельзя придумать что-то свое? Ну – кроме туристического налога?..

Так что предлагаем всем заинтересованным проработать идею. А пока – подборка котиков Зеленоградска от нашего корреспондента. 

 

Текст, фото: Максим Берштейн

Комментарии