Понедельник 1 апреля стал первым днем, когда мы поехали на общественном транспорте за 55 рублей
В День смеха руководству карельской столицы было совсем не до смеха. С автотранспортной системой города произошло то, что метеорологи назвали бы «идеальным штормом». Одновременно сошлись сразу все негативные обстоятельства. Во-первых, закрылся на ремонт Лобановский мост на ул.Мерецкова - один из трех, соединяющих Центр с Зарекой. Город, естественно, встал в пробках, и это продлится какое-то время.
Во-вторых, скопившийся за зиму снег продолжает интенсивно таять, и ливневая канализация с таким потоков воды не справляется. Сегодня очередной «фонтан» забил прямо возле здания карельского правительства на пр.Ленина, в результате чего центральный проспект города оказался частично перекрыт.
Но сюрприз подготовили и маршрутчики: с 1 апреля в части городских автобусов выросла плата за проезд.
Читайте по теме: «Перевозчики Петрозаводска объяснили, почему проезд в маршрутках подорожает»
Последнее обстоятельство особо возмутило не только горожан, вынужденных ездить в старых грязных «пазиках» за все большие деньги, но и мэрию, которая о грядущем повышении узнала только за два дня до события, в минувшую пятницу.
Свое слово глава Петрозаводска уже сказала: «Полностью разделяю возмущение горожан по этому поводу. Оказывать низкокачественные услуги на грязных, старых автобусах с невоспитанными водителями, да еще и цену за это повышать – недопустимо!».
Также госпожа мэр инициировала подачу заявления в антимонопольное ведомство, чтобы маршрутчиков проверили на предмет ценового сговора.
Что по поводу происходящего думают простые обыватели, широко представлено в соцсетях. Только на страничке Инны Колыхматовой под этой новостью свыше 400 комментариев. Приводим несколько, стилистика и орфография сохранены:
«Печально, что мэрия зная грехи перевозчиков, продлевает их контракты на осуществление деятельности. Законы работают против жителей города. Штрафы перевозчикам не страшны.. Сколько их штрафуют? Проверяют? Жители могли бы бойкотировать. Но не получиться. Так как многие районы обеспечиваются транспортной доступностью именно за счёт маршрутчиков».
«Маршрутники чувствуют себя безнаказанно, так как город растянут, а троллейбусные линии не «растягивают» или не хотят или не знают как. Ну будет больше троллейбусов ходить, но от этого они не пойдут на Ленинградскую, в Скандинавию.
Конечно, надо делать автобусный свой парк потихоньку прикупать автобусы. Ну съездите вы в Великий Новгород, Псков, узнайте, как же им удается так хорошо жить с транспортом. Ведь такие же города, как наш».
«Давайте покатаем на наших маршрутах московских «гостей», то бишь представителей Республики Карелия в Москве. Может тогда обратят внимание на положение дел с пассажироперевозками в Петрозаводске. Что это за правовое Государство, если жители т.н. Столицы Республики вынуждены терпеть такой беЗпредел. Сколько можно взывать к тому, что что-то с этими " свидетельствами" на право осуществления пассажироперевозок НЕ ТАК».
Возмущению людскому нет предела, и все задают один и тот же вопрос: почему нерадивых перевозчиков не уволят? Что значит «у мэрии нет рычагов»? Давайте объясним еще раз.
Конечно, местная администрация мечтает разорвать договоры с хозяевами «пазиков», чтобы на их место могли придти более цивилизованные компании. Но проблема в том, что разрывать нечего: таких договоров не существует.
Схема такая. Мэрия объявила конкурс на перевозки по определенным маршрутам на основе нерегулируемого тарифа. То есть частная компания как бы берет этот маршрут на откуп: за свой счет возит людей, обслуживает транспорт, платит зарплату водителям и механикам и т.п. Бюджету не приходится тратиться ни на что (за исключением компенсации за обслуживание льготников), поэтому раньше муниципалитеты с радостью шли на такой вид сотрудничества. И общественный транспорт есть, и платить за него не надо. А перевозчика устраивает, что он сам назначает цену за проезд, и никому не подчиняется, кроме разве что ГИБДД и налоговой.
Регулируемый тариф подразумевает, что деньги компании дает город, но он же устанавливает расценки. В этом случае заключается некий муниципальный контракт, который, в случае чего, можно расторгнуть. И в нем уже прописывается все: время работы, количество рейсов, внешний вид, внутреннее состояние… Но если нет денежных отношений между мэрией и компанией, нет и никакого договора, а значит, нет и контроля.
При нерегулируемом тарифе у перевозчика на руках только свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, которое ему выдали «автоматом» как победившему в конкурсе. Документ подтверждает, что этот маршрут – его и только его на определенное количество лет. Поставить ему конкурента местная власть не может, закон не позволяет.
Отобрать свидетельство – вернее, прекратить его действие – можно в случаях, четко установленных законом. Это закрытый перечень, и он не касается требований ни к внешнему виду автобусов, ни к воспитанности водителя, ни даже к соблюдению графика движения по муниципальным маршрутам. Так что петрозаводские маршрутчики уйдут либо по собственному желанию, либо если согласятся перейти на регулируемый тариф (они уже отказались), либо когда истечет срок действия свидетельства – в 2026 году. Других путей нет, и проигранные суды тому подтверждение.
Естественно, нельзя удержаться от вопроса, почему срок был поставлен именно в 5 лет? Объяснить это в мэрии никто не берется. Впрочем, это действительно общая практика, в Петербурге срок действия аналогичного свидетельства составляет также не менее 5 лет.
Трудно сказать, что даст обращение в УФАС. Ценовой сговор может быть между разными фирмами одного профиля, но всеми маршрутными «пазиками» в Петрозаводске заведует один и тот же человек. То есть сговариваться он может только сам с собой, а это вряд ли сочтут нарушением.
Другой вопрос, что есть еще и неформальный способ решить проблему. Да, учредителем всех этих фирм по документам является 20-летний студент из Петрозаводска. Но, как установили журналисты, его отцом оказался видный карельский чиновник и «единоросс» Вадим Сухарев, глава Прионежского района и бывший директор троллейбусного управления.
Мало у кого есть сомнения, кто именно в семье действительно руководит маршрутчиками.
Читайте по теме: «Кто тормозит транспортную реформу в Петрозаводске»
И тут действительно непонятно. Если этот человек делает так плохо для крупнейшего города региона – почему он еще во власти? Кто-нибудь нам может это объяснить?
Текст: Максим Берштейн
Комментарии