Водители межрегиональных автобусов, следующие через Олонецкий район, отказываются останавливаться в поселках по требованию пассажиров.
О необычной ситуации рассказал несколько дней назад житель республики в паблике «Подслушано в Олонце|Олонец|Олонецкий район» .
Вечером 20 марта мужчина собирался доехать из Олонца в Большаково – это деревня в составе Ильинского сельского поселения, в 13 километрах от города. Но билет ему пришлось купить до самого Ильинского – это на несколько километров дальше. Как выяснилось, в базе данных перевозчика Большаково просто нет, а значит, билет до него приобрести невозможно. Но это полбеды.
«Приезжает автобус, проверяют билеты, - пишет пользователь (стилистика и орфография отредактированы – ред.) - Я водителю говорю: «У меня билет до Ильинского, но я выйду раньше, мне нужно в Большаково». На что в ответ получил хамство – мол, в базе данных нет Большаково, и он останавливаться не будет, либо езжай до Ильинского, либо не садись совсем. Благо, билет назад приняли, а кассир сказала - можешь попробовать уехать на другом автобусе через 3 часа…».
Заметим, что дорога проходит прямо через Большаково.
Как выяснилось, случай далеко не единичный. Как поделились в комментариях земляки, то же самое происходит с рейсом от Олонца до Мегреги. В базе данных такой остановки нет, оплачивать приходится до Инемы – и не факт, что в Мегреге позволят сойти.
Такая же ситуация в селе Нурмойла: остановка есть, но в базе её нет. «Билет берём до Ильинского, умоляем водителя за доплату довезти до Нурмойлы. А уехать можно только с Ильинского (автобус в Нурмойле не остановится). Остановки в обе стороны стоят (новые поставили), но не приехать и не уехать нормально нельзя. Звонили, жаловались, но всё, к сожалению, безуспешно…»
В автобусе Тукса - Олонец оплату берут только наличными. Перевод по номеру телефона кондуктор не принимает. «Если человек получает з/п или пенсию на карту, ему нужно доехать до Сбербанка, чтобы снять деньги, - поясняют в комментариях. - Вопрос: как доехать до банка и снять деньги, если в автобус только за наличные?».
Естественно, все эти вопросы нужно адресовать в карельское Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи.
И, надо сказать, Минтранс эту тему отследил и дал обратную связь - правда, легче от этого не стало. Дело в том, что автобусы, о которых идет речь, не относятся к республиканской транспортной сети. Они идут из Питера или в Питер.
«Вопросы по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок не относится к полномочиям исполнительных органов Республики Карелия, - разводят руками в министерстве. – Рекомендуем обращаться в Росавтотранс или напрямую к автоперевозчику».
Некоторые комментаторы указывают, что автобусам якобы запрещено останавливаться в местах, не указанных в маршруте – специальная система такие остановки отслеживают, и водителей штрафуют. Но, во-первых, это противоречит логике: как система узнает, почему остановился автобус? Может, пропускал пешехода, или кому-то в салоне стало плохо, или непредвиденная дорожная ситуация… Во-вторых, такие условия прямо нарушают закон.
Существует Постановление правительства РФ N 1586 от 1 октября 2020 года, которым утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В п.8 четко указано, что «остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров». Сделать это можно в любом месте, не запрещенном Правилами дорожного движения.
Еще нужно понимать, что остановки делятся на две категории – обычные и по требованию. Согласно п.7 вышеуказанных Правил, обычные остановки обязательны. А «по требованию» регулируются п.9: «Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если:
а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;
б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства».
Насчет последнего, конечно, ситуация спорная. Если билеты не продаются непосредственно в автобусе, водитель не сможет принять пассажира. Но в том, что водитель имеет право и даже обязан остановиться там, где потребует пассажир, если это не противоречит ПДД - сомнений нет. Другой вопрос – как это контролировать?
Мы проанализировали имеющуюся в открытом доступе информацию, и выяснили. Во многом правила работы перевозчиков регулируются региональными и муниципальными правовыми актами. К примеру, в Пензе автобусы большого класса имеют право останавливаться только на официальных остановках, а транспортные средства малой наполняемости – везде, где не запрещено.
Но, как мы уже выяснили, на межрегиональные маршруты полномочия местных и республиканских властей не распространяются, а в федеральном законодательстве санкций за отказ остановиться не прописано. Распространенная для российского права ситуация: обязанность есть, а ответственности за несоблюдение нет.
Как напоминают юристы, это не значит, что нерадивого водителя нельзя наказать – как и перевозчика, если он действительно установил такие правила. Можно обратиться в Роспотребнадзор или суд. Но, наверное, гораздо действеннее договориться с перевозчиком?
Как мы выяснили, история, рассказанная в начале нашего материала, произошла на маршруте Петербург – Питкяранта, по которому курсируют автобусы предприятия «СКСавто». Это известная уважаемая фирма, работающая на рынке регулярных междугородних автобусных перевозок с 2010 года. Мы подготовили запрос к руководству компании с просьбой разъяснить возникшую ситуацию.
О результатах сообщим.
Текст: Максим Берштейн
Комментарии