Фото: кадр из к/ф "Сенсуэла", 1973 г. (Финляндия)
Культура
Первый фильм Финляндии 18+, отмечающий юбилей, сняли по рассказу Пушкина

В середине 1973 года в кинопрокат Суоми впервые вышла кинокартина для взрослых, которая оказалась замешана на русской культуре

Фильм «Сенсуэла» совершенно неизвестен российскому зрителю. И не мудрено: к 1973 году между СССР и Финляндией еще не было настолько близких отношений. Соглашение о строительстве Костомукшского ГОКа и самого города будет подписано только через 4 года, и финны на много лет станут нам братьями — до 24 февраля 2022-го… Но и в пору расцвета дружбы «Сенсуэлу» нашему зрителю не показали бы. Даже в Финляндии, славящейся весьма свободными нравами, картина получила ограничение 18+ — впервые в истории страны.

Между тем фильм и сегодня удивляет сразу несколькими аспектами. Во-первых, снявший его культовый финский режиссер Теуво Тулио вообще-то уроженец Российской империи. Его настоящее имя — Теодор Антониус Дерожинский-Тугай.

Фото: "Кинопоиск"

В официальной биографии местом его рождения значится Санкт-Петербург. И действительно: его мать Елена Гаршина была балериной Мариинского театра. Но сам он рассказывал другое.  

«В документах записано, что он родился в 1912 году в Петербурге, но он сам в своих воспоминаниях рассказывает, что он родился в вагоне поезда, следовавшего из Риги в Санкт-Петербург», — говорит историк Каспар Стродс. Третья версия: Тулио родился на хуторе в Макашанах тогдашнего Резекненского уезда Витебской губернии. Его родным отцом был польский офицер, но потом мать вышла замуж за шведа и уехала в Финляндию.

Далее: это вторая картина режиссера на одну и ту же тему. Первая была снята в 1946 году и называлась «Крест любви». Ни о какой «клубничке» там, конечно же, речи не шло. Главную роль в фильме сыграла актриса Регина Линнанхеймо.

Трудно сказать, что авторы не договорили в этой работе, но что-то заставило их вернуться к сюжету спустя почти 30 лет, и Регина выступила соавтором сценария. Для Тулио «Сенсуэла» стала последней работой в кино.

Сюжет знаком каждому российскому интеллигенту: заезжий прожигатель жизни соблазняет дочку уединенно живущего мужчины, а потом бросает ее. В первом фильме речь шла о смотрителе маяка, спасающем тонущего человека, во втором — о лапландском оленеводе, в конце Второй Мировой давшем приют сбитому немецкому летчику. Но, как все мы понимаем, речь идет о «Станционном смотрителе» Пушкина, действительно вечной истории.

А теперь переходим к самому интересному. По-настоящему сенсационным мы считаем вот этот отрывок из фильма, показывающий нравы Финляндии середины 1950-годов. Определить эпоху можно по возрасту героев: первоначальные события разворачиваются в 1944 году, и вряд ли действующие лица могли так «сохраниться» более чем за 10 лет.

 

Итак, что мы увидели? Не то, на что рассчитывал читатель, и за это мы приносим извинения. Но здесь имеются куда более интересные подробности.

Во-первых, подстилка, на которой сидит героиня: не сразу понимаешь, что это не современный российский флаг.

Только присмотревшись можно понять, что белой полосы там нет, это просто скала.

Во-вторых, веник, нарезанный героиней, не замачивается в кипятке — герои хлещут себя свежесрезанной березой. Не берусь учить финнов, как вести себя в сауне, но это странно.

Но самое пикантное — антураж парилки. Даже сегодня не стыдно поставить у себя такой электрокамин. А все шайки, тазики и ковшики — пластиковые. Середина 50-х годов прошлого века!

Стесняюсь напомнить, что советские, а потом российские люди спустя еще лет 40 продолжали греметь цинковыми ведрами и эмалированными тазами…

Что же касается «клубнички», то она имеет место, хотя по сегодняшним меркам таковой уже не является — тем более, что все происходит под музыку Чайковского. Но вряд ли эти сцены  произвели такую уж большую сенсацию в обществе Финляндии. В этой стране на секс всегда смотрели спокойно и с удовольствием — в отличие от СССР и РФ, где и сегодня телевизионщики заполошно «замазывают» обнаженную женскую грудь или просто вырезают целые сцены.

Поэтому не стоит ожидать, что 50-летие «Сенсуэлы» станет в Суоми поводом для всенародного празднества. Хотя, когда исполнилось 40 лет культовой «Горячей жевательной резинке», снятой в Израиле, также славящемся весьма свободными нравами, ведущая газеты страны не побрезговала напомнить об этом читателям. А заодно и карельские журналисты…

Читайте по теме: «Как „Горячая жевательная резинка“ оказалась связана с „МК“ в Карелии»

Текст: Максим Берштейн

Комментарии