На каком основании бывший собственник причала закрыл прогулочную зону на набережной Петрозаводска, разбирался журналист.
По поводу того, что на причалы водного вокзала карельской столицы могут пройти только пассажиры прибывающих судов, журналисты и обычные горожане недоумевают давно.
Причальный комплекс уже несколько лет как закрыт для прохода «простых смертных». По нашим данным, Петрозаводск — единственный в стране портовый город, где на пассажирские причалы нельзя зайти обычным гуляющим. Мы связывались с журналистами из городов, где имеются водные вокзалы, говорили с бывалыми путешественниками. Нигде такого нет.
Читайте по теме: «Дадут ли горожанам любоваться прибывающими в Петрозаводск кораблями»
Надо сказать, и у нас никогда такого не было.
Теплоход "К.Э.Циолковский" в Петрозаводском порту, конец 1970-х годов. Фото bopmann.blogspot.com
На самом деле оказалось, что есть еще один город, где на причал могут пройти только пассажиры — Мурманск. Но, как пояснили нам коллеги из сетевого издания «Арктический обозреватель», обусловлено это тем, что порт Мурманска — последний перед морской границей государства. Здесь стоят таможенный и пограничный посты, и вход сюда — как в «чистую зону» международного аэропорта: юридически вы покидаете страну.
Важно понимать, что в случае с причалами Петрозаводска речь идет не просто о праздношатающихся гражданах, а прежде всего, о провожающих и встречающих. Пожилые люди, прибывающие «кометой», например, из Великой Губы или Шалы, нуждаются в помощи при посадке. Но — запрещено.
Из комментариев к статье в социальной сети:
«Вот я столько лет гулял по пирсу, а потом бац и всё перекрыли. Ну наглость же! Так можно любую улицу перегородить и сказать, что это защита. От кого и от чего? Шанс получить метеоритом в башку выше, чем кому-то понадобиться нападать на какую-то улицу у чёрта на рогах.
Причём, защита водных объектов это вообще бред — ставят хиленький заборчик у моста, в то время как всё русло — ходи не хочу, что и обеспечивается законом о доступности водных ресурсов. А в это время ушлые субъекты захапывают землю вдоль русла и капитальные заборы городят. Где логика-то?»
«Каждый раз народ как будто у ворот тюрьмы встречает своих родственников с социальной „кометы“. Вместо того, чтобы подать руку и забрать сумки сразу. Это всё не для людей сделано…»
Сотрудники нашего медиахолдинга провели целое расследование, чтобы понять, почему в карельской столице сложилась такая практика. Первым делом мы связались с собственником причального комплекса — Росимуществом.
Как пояснили нам в этом ведомстве, пассажирский причал № 1 с подходной частью, а также причалы № 3, 4, 5, и 6 в настоящее время переданы в аренду ГБУ «Информационный туристский центр Республики Карелия». Причал № 2 блок 2 передан в аренду ООО «Петрозаводская судоходная компания».
Согласно условиям заключённых договоров арендаторы обязаны обеспечивать безопасность эксплуатации арендуемых объектов. «Ограждение территории указанных причальных сооружений было установлено арендатором в связи с проведением мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов в соответствии с предписаниями Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора в 2015–2016 годах».
Мы написали в Ространснадзор — и выяснилось, что прохода на причалы он не запрещал. «Установление запрета на посещение лицами причалов пассажирских портов не относится к полномочиям Управления. Однако установленный на Петрозаводском водном вокзале порядок допуска лиц на объект транспортной инфраструктуры может быть обусловлен исполнением субъектом транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности».
Возникает вопрос — что же это за требования такие, которые действуют только в Петрозаводске, и кто их предъявляет? Это попытался выяснить вице-спикер Законодательного собрания Карелии Илья Раковский, направив запрос арендатору - в Информационный туристский центр РК.
Илья Раковский. Фото Людмилы Корвяковой
Как стало ясно из ответа, вышеперечисленные причалы представляют собой зону транспортной безопасности, и внесены в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Федерального агентства морского и речного транспорта. Так что вход сюда может быть только по пропускам. «Свободный доступ, в том числе для прогулок физических лиц, на причалы № 1 и № 3, в соответствии с действующим законодательство Российской Федерации в части обеспечения транспортной безопасности запрещен».
Вот здесь непонятно. Все остальные пассажирские общественные причалы страны также наверняка являются зоной транспортной безопасности — но вход туда никому не заказан. Все станции метро обеих столиц состоят в Реестре объектов транспортной инфраструктуры — но проход туда свободный, только плати.
Несколько мостов на трассе «Кола» в окрестностях Петрозаводска вообще под круглосуточным наблюдением, они находятся в перечне объектов, подлежащих охране. Но обратите внимание: допуск закрыт только к критически важным узлам сооружения и в пункт охраны.
По мосту гуляй и езди, сколько хочешь. Какие критически важные узлы обнаружились на петрозаводских причалах, сказать никто не может.
На охраняемом объекте есть список, чего делать нельзя. Но находиться, при соблюдении этих правил, можно.
А вот список на водном вокзале Петрозаводска. И сразу: проход по пропускам.
Но у пассажиров «комет» нет пропусков. У них только билеты, которые пропусками не являются — это платежные документы. Выходит, администрация, открывая им калитку, нарушает собственные правила?
Нам ситуация видится следующим образом. От арендаторов требуется обеспечить безопасность объекта. Для этого нужно поставить пункт досмотра, как на вокзале или в аэропорту. Но арендаторы, судя по всему, решили не разоряться на дорогостоящую аппаратуру и специалистов, а просто закрыли проход, чего от них на самом деле никто не требовал. Но так проще.
Сейчас причальный комплекс переходит в ведение карельских властей. В связи с этим мы поинтересовались планами Минтранса республики относительно свободного прохода на пирсы. Как ответила нам первый замминистра Юлия Мизинкова, сейчас только идет процесс принятия имущества в госсобственность, и определяется учреждение, за которым оно будет закреплено. Что касается прав людей на то, чтобы их встречали-провожали, то все сказано в Правилах перевоза пассажиров и багажа на внутреннем водном транспорте.
Мы честно проштудировали эти правила. «Владельцем пассажирской инфраструктуры должен быть ограничен проход к месту посадки (высадки) пассажиров на судно (с судна) посредством установления специальных ограждений». Про то, что сам причал должен быть обнесен забором, ни слова. Про провожающих тоже.
Между тем превращение красивого причального комплекса в кладовую ржавых плавсредств чувствительно бьет по туристскому потенциалу Петрозаводска, «города у воды».
«Причальная зона, конечно же, должна быть общедоступна, — уверен известный карельский путешественник, блогер и фотограф Илья Тимин. — Есть, безусловно, нюансы: если суда пришвартованы, должна быть пропускная система на само судно».
Илья Тимин. Фото Андрея Скорова
И вообще: есть необходимость определить в черте города официальные точки, где каждый гражданин может спустить лодку на воду и поднять лодку с воды, уверен путешественник. «Речь идет о бесплатных местах для маломерных судов. Такие места есть во всех крупных городах мира, где есть большие водоемы. У нас сейчас береговая линия активно застраивается жилыми и производственными проектами. Нужно найти баланс, чтобы водоем, который формирует красивую и экологичную среду нашей жизни, был доступен для всех жителей и гостей города в равной степени».
Это мнение поддерживает и заместитель председателя Заксобрания республики Илья Раковский:
«Причалы Речного вокзала — это часть променада Онежской набережной. Так было всегда. А вообще, общественная пристань Петрозаводска как место прогулок горожан существует более полутора веков. Было бы справедливо, если бы так оно и оставалось».
Безусловно, вопросы безопасности сегодня стоят на первом месте, считает парламентарий. Но чьей безопасности? «Бетонным конструкциям и стальным перилам причального комплекса вряд ли что угрожает. На прибывающие суда посторонних не пустит экипаж. Похоже, речь идет о безопасности самих арендаторов, которые боятся ответственности, если что-то произойдет на их территории. Опасения понятны, но должно ли это так драматично отражаться на визитной карточке нашего города?..»
Фото А.Савина / ru.wikipedia.org
Будем ждать решения карельских властей. Есть надежда, что они все-таки прислушаются к голосу разума и не поставят удобство бизнесменов впереди интересов петрозаводчан.
Читайте по теме: «Как в середине XIX века в Карелии возник пассажирский флот»
Максим Берштейн
Фото автора
Комментарии