Фото: "Фактор"
Музей без стекла

Где в Петрозаводске можно примерить дореволюционную юбку, сесть в красный угол и попытаться провернуть столетние жернова?

Музей «Карельская изба» уже больше 30 лет знакомит своих гостей с повседневной жизнь карельских крестьян. Команда и воспитанники музея собрали огромную коллекцию уникальных вещей, созданных безымянными мастерами в деревнях и селах республики. Корреспондент «Фактора» пообщался с создателем и гидом музея Галиной Степановой об экспедициях в отдаленные деревни, народной смекалке и перспективах спортивного туризма.

«Никакого застеколья»: как в Карелии появился первый интерактивный музей

Мастер спорта по туризму Галина Ивановна Степанова побывала во всех уголках Карелии, пройдя сотни километров по лесам, полям и рекам. Еще будучи учителем физкультуры, в 1970-х она водила учеников в походы по Карелии и другим регионам. Вместе с Галиной Ивановной ребята сплавлялись по бурным, порожистым рекам, взбирались на сопки, учились ориентироваться в дикой природе.

Летом 1988 года во время путешествия по Тульской области Галина Ивановна заглянула вместе со старшеклассниками в местный музей. Школьники за 10 минут рассмотрели застекленные стеллажи и начали изнывать от скуки. Педагог не поняла своих воспитанников:

- Ребята, как вы можете скучать, если здесь столько всего интересного стоит: модели пушек, миниатюрные пистолет?

- Ну и какой смысл, что они здесь стоять, если их нельзя потрогать?

В музее заскучали активные, умные ребята, с которыми Галина Ивановна путешествовала по восточным Саянам и Приполярному Уралу. Им не хватило живых впечатлений от музея. Зато в террариуме подростки оживились, наблюдая за рептилиями. Тогда Галина Степанова поняла, что для обучения нужен живой, интерактивный подход.


Галин Степанова. Фото:«Фактор»

В 1990-е Галина Степанова вместе с единомышленниками из Центра детского и юношеского туризма (ЦДЮТ) организовала музей «Карельская изба». С 1994 года он располагается в одном из старейших каменных зданий города, заводском приходском училище 1837-38 годов постройки. В царское время дети мастеровых обучались здесь грамоте, а сегодня современные школьники погружаются в повседневную жизнь предков.

Авторы музея сразу решили, что в избе не будет пыльных застекленных стендов, за которыми прячутся неменяющиеся десятилетиями экспонаты. Создатели экспозиции постарались не просто воссоздать образ крестьянского жилища Карелии, но и дать возможность людям потрогать, рассмотреть и даже примерять предметы крестьянского обихода.

- Я сказала, что в музее не будет никакого застеколья. Оно не работает. Если нельзя дать в руки ребенку предмет, он ему неинтересен. Ребенок без тактильных ощущений не воспринимает учебник. Если у ребенка нет бабушки, которая покажет, как вышивать на пяльцах, он ничему не научится, — считает Галина Ивановна.

Школьники продолжали ходить в походы-экспедиции вместе с Галиной Ивановной и приглашенными ей педагогами. Многие из них были спортивными туристами, которые нашли в ЦДЮТ новую работу после увольнения с предприятий. Будучи директором музея, Галина Степанова набирала специалистов, способных работать с детьми и умеющих вести себя в лесу. Всего в Центре в 1990-е работали 35 педагогов. С ними ребята из Карелии и других регионов отправлялись на природу и продолжали искать предметы крестьянского быта в деревнях и селах республики. Открывшийся музей стал и учебным центром для тургидов, и местом сохранения артефактов, найденных во время вылазок.

Бесценные экспонаты

Погружение в атмосферу карельской деревни начинается уже со входа. В первом зале гостей встречает телега, в которой сидит смешной кукольный старик.

- Эту телегу парни из моей экспедиции тащили на себе три километра из деревни Сяппеваара (переводится как «кузнечная гора») в Олонецком районе. Там даже «Урал» не проехал, — вспоминает Галина Степанова, сегодня экскурсовод музея.


Телега, найденная в Сяппеваара. Фото: «Фактор»

 У каждой вещи в «Карельской избе» есть своя удивительная история. Вот на стене висит плетеная корзинка, из которой торчат деревянные ложки. Ее школьники в экспедиции Галины Ивановны обнаружили в покинутой избе. Ни одна из живущих в этой деревне старушек не смогла сказать, зачем нужен этот короб, похожий на огромный лапоть. Лишь в архивах удалось найти информацию, что в таких ложечницах карелы хранили столовые приборы. А вот деревянная кадушка, созданная без клея и гвоздей. Сегодня мало кто из детей разгадает загадку «с глазами, но не видит, с ушами, а не слышит». А речь именно про такой объемный бочонок. Рядом с ним — уникальные березовые жернова, окаменевшие на сотни лет.


Берестяная ложеница, возможно одна из последних существующих. Фото: «Фактор»

Жители Олонецкой губернии и русского севера вообще были мастерами по работе с деревом. С пяти лет мальчишки учились вытачивать ложки из деревянных брусков — баклуш. Отсюда пошла фраза «бить баклуши», заниматься элементарным, пустяковым делом. Подросток не только работал по дому и помогал отцу на отхожих промыслах, но и мог уже изготовый прялку для своей сестры из цельной молодой ели. Девочки тем временем учились вышивать на пяльцах, а затем переходили за прялку или ткацкий станок. Он, кстати, в музее тоже есть.

Особое искусство требовалось для сгибания древесины.

- Это потрясающая технология. Практически невозможно найти стариков, которые знают, как в прошлом гнули дерево: после войны в деревнях осталось мало мужчин, — объясняет Галина Ивановна.

С помощью народных премудростей и смекалки на свет появились колыбель из согнутой осиновой доски, лемех с куполов деревянных храмов и ходунки для младенца, который только-только научился ходить и еще не может самостоятельной удержаться на ногах.

- Московские туристы приезжают и удивляются: «Ой, а мы и не знали, что когда-то народ использовал ходунки». Но это же элементарно: когда в избе 20 человек народу, а ребенку ходить надо, ходунки — самый удачный вариант, — говорит экскурсовод.


«Красный угол» в избе. Фото: «Фактор»

Кроме изделий из дерева за 30 лет команда «Карельской избы» собрала коллекцию расшитых полотенец. На каждом можно встретить удивительный геометрический узор, типичный для Карелии. В переплетениях крестов, ромбов и квадратов угадываются очертания полей, рек, северных растений. Краска практически не стерлась со временем. Такие полотенца зачастую давались в приданое и несли в себе позитивный символический смысл. Растительность означала процветание, фигурная река — длинный жизненный путь.


Галина Ивановна считает, что на полотенце изображен Иван-чай. Фото: «Фактор»

Повседневная одежда крестьян сохранялась хуже. Но здесь можно встретить настоящую юбку родом из позапрошлого столетия.

- Скорее всего, юбка сделана из конопли и крапивы. Ее моль не есть. Юбке лет 120 точно есть. В 1996 году мы спросили у бабушки, отдавшей нам эту юбку, чем закрепили краску. «Деточки, откуда я знаю, мама моя еще эту юбку носила», ответила старушка, которой тогда было 83 года, — вспоминает Галина Ивановна.

Юбку можно не только потрогать, но и примерить. На ощупь она немного колючая, но очень плотная. В районе пояса к ней пришита полоска джинсовой ткани, износившаяся всего за 15 лет. С ее помощью команда «Избы» хотела спасти юбку от расползания по швам. При желании можно примерять на себя саму юбку, или точную реплику «обеднишнего», парадного сарафана с головным убором — сорокой. Парням в музее предлагают одеться в яркую рубаху, подпоясываемую пояском. Для полного погружения здесь есть берестяное очело, защищающее лицо от пота. Работать крестьянам все-таки приходилось на свежем воздухе под солнцем.

Конечно, крестьянская жизнь - это не только тяжелый труд, но и отдых. Здесь же в избе собраны тряпичные куколки, и дореволюционные книги, спрятанные в купеческом походном сундуке. Нашлось место и уникальным предметам вроде формы для отлива ружейных пуль. Хотя она изготовлена кустарно, пули в ней получались вполне достойные.


Чугунный светец, к которому крепилась лучина. Изготовлен в наше время по старинным чертежам. Под лучиной — кадушка с водой. Фото: «Фактор»

Почти все предметы в коллекции «Карельской избы» сделаны самими крестьянами, безымянными народными авторами. И потому эти вещи бесценны, ведь им невозможно дать оценку в рублях.

Будущее «Карельской избы»

За годы существования через «Карельскую избу» прошли тысячи детей и взрослых. Столько же ребят побывали в походах ЦДЮТ вместе с Галиной Ивановной и ее коллегами, подготовились к соревнованиям по водному спорту. За все это время из музея пропал лишь один экспонат. Гости «Избы» лишь приносили сюда все новые и новые предметы крестьянского быта, дав забытым вещам вторую жизнь.

Сейчас команда Галины Степановой уже не совершает масштабных экспедиций, как в былые времена. С 2010-х и особенно после трагедии на Сямозере финансирование детского туризма стало сокращаться. В 2018 году после закрытия центров детского туризма в районах, власти республики решили «реорганизовать» ЦДЮТ и присоединить его к Ресурсному центру развития допобразования. После общественного возмущения губернатор пообещал сохранить ЦДЮТ, но фактически произошло сокращение педагогов с огромным стажем работы. Детский туризм с длительными вылазками на природу и путешествиями на надувных плотах стал уходить в прошлое.


Карта путешествий ребят Галины Ивановны. Фото: «Фактор»

Появилась угроза выселения »Избы» из обжитого помещения. Галина Ивановна вела переговоры с Музеем «Кижи, но те не стали брать «Избу» на баланс. Для этого нужна была бы оценка каждого экспоната. Но как оценить топор, телегу, резной шкаф, изготовленный давным-давно неизвестным народным умельцем?

С 2022 года «Карельская изба» существует благодаря частным вложениям, как проект АНО «Центр развития туризма и народной дипломатии». Организация проводит экскурсии для всей семьи, хотя и не в том объеме и масштабе, как в прошлом. Но как и в год открытия «Карельской избы», это место на улице Льва Толстого, 4 радует гостей всех возрастов возможностью прикоснуться к крестьянскому быту.

"Фактор"

Комментарии