Несмотря на увеличение финансирования, предусмотренного на борьбу с лесными пожарами, регион продолжает гореть. Причем денег нет именно у пожарных.
В Карелии с начала пожароопасного сезона возникло 170 лесных возгораний, большая часть которых пришлась на двухнедельный пик зноя в середине лета. Ущерб, нанесенный лесам, огромен и едва ли его точно определят в ближайшее время. О том, что ситуация с возгораниями выходит из-под контроля, стало ясно, когда в Карелию стали оперативно перебрасывать спасателей из других регионов.
Вместе с тем, за несколько месяцев до лета ничего не предвещало проблем. К примеру, весной Минприроды Карелии сообщало об увеличении финансирования на борьбу с пожарами. Регион признали готовым к горячему сезону. Однако затем, когда наступил июль, Карелия снова начала активно гореть. Бензина в огонь добавили десантники-пожарные, которые откровенно признались, что их зарплаты ничтожно малы, а труд невыносим. Так вновь выяснилось, что деньги, которые официально имеются, все равно не доходят до тех, кто напрямую ведет борьбу с огнем.
На момент написания данного текста лес в Карелии продолжал гореть в 12 локациях.
Деньги есть
В 2025 году на борьбу с лесными пожарами в Карелии было выделено 315,2 млн рублей из федерального бюджета и 11,5 млн рублей из региональной казны. Поступления из Москвы по сравнению с прошлым годом уменьшились на 1,8 млн рублей, зато республиканское финансирование увеличилось на 4 млн рублей.
Скриншот трансляции заседания правительства Карелии
"Обращаю внимание, что финансирование региона выросло в этом году", - заявляла глава Минприроды Карелии Янина Свидская на заседании правительства в апреле. В том же месяце Карелию признали готовой к прохождению пожароопасного сезона.
В середине июля в республику пришла устойчивая жара, и леса загорелись. В настоящее время рекорд прошлого года по масштабу лесных пожаров уже побит. Так, в 2024 году за сезон было зарегистрировано 145 лесных пожаров на площади 281 гектар. В этом году в регионе уже зафиксировано 170 лесных возгораний. Площадь только одного огромного пожара в Лоухском районе достигала почти 900 га. В эпицентре лесных пожаров горят и уникальные по своей самобытности природные территории - например, Шардонские острова в Онего. Как выяснилось, кроме добровольцев, тушить их оказалось некому.
Также пожары охватили огнем территории Водлозерского нацпарка и Костомукшского заповедника. Кроме того, в Кемском районе загорелись местные торфяники.
Фото: Нацпарк «Водлозерский» / VK
Фото: Заповедник «Костомукшский» / ВК
Фото: администрация Кемского района
Людей нет
Пожароопасный сезон-2025 показал, что в регионе так и не удалось решить старую и всем известную проблему, связанную с низкими зарплатами спасателей. Лишенные финансовой мотивации профессионалы бросают службу, но, чтобы удержать их, не делается ничего. На сегодняшний день люди прыгают с парашютом в горящие леса, получая при этом зарплату дворников.
Накануне к жителям Карелии, а, скорее, к чиновникам, обратился один из таких спасателей. Он записал ролик в эпицентре горящего леса. По словам огнеборца, он получает за свой труд 35 тыс. рублей. Герой видео признался, что он и его коллеги делают все возможное, чтобы победить огонь, но их силы заканчиваются.
"Мы с пожара на пожар скачем. Без денег", - заявил он.
Теперь содержание видеообращения изучает прокуратура, пытаясь разглядеть в нем нарушение прав пожарных.
Глава Минприроды Янина Свидская, объяснила ситуацию с жалобами пожарных тем, что "все уже устали и очень напряжены" и пообещала "лично общаться с ребятами". Она намерена разбираться в скандальной истории скудного снабжения спасателей.
Однако если знать контекст ситуации, то становится ясно, что ничего нового в эмоциональном заявлении борца с лесными пожарами нет. В Карелии много лет не платят таким, как он. Так, осенью минувшего года председатель Госкомитета по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения Олег Поляков выступил с довольно смелым заявлением в региональном парламенте, рассказав о внушительной текучке кадров и нехватке почти полусотни специалистов. Поляков попросил поднять зарплаты своим подчиненным и уровнять их с МЧСниками. По его словам, сейчас спасатели увольняются и идут работать на карьеры.
Еще раньше, в 2021 году, когда лесные пожары точно так же бушевали в Карелии, командир десантной пожарной бригады Авиалесоохраны признавался, что его коллеги получают по 20 тыс. рублей в месяц и бегут из профессии. В тот момент он находился посреди горящего поселка Кудама. "Виновато правительство и все министры. Записывайте! У меня нагорело!», - говорил он журналистам. Его речь похожа на ту, что уже в нынешнем августе озвучил другой спасатель в своем видеообращении. Отличаются только суммы довольствия пожарных: 20 тысяч рублей несколько лет назад и 35 тысяч рублей сегодня. Что тогда, что сейчас, эти деньги кажутся ничтожными на фоне специфики работы пожарных.
Глава Минприроды Карелии Янина Свидская и руководитель Авиалесоохраны республики Дмитрий Маханьков. Фото: Минприроды Карелии
По данным на пятое августа огонь уже уничтожил в Карелии более 1,8 тыс. га леса. К текущему моменту эта цифра могла существенно вырасти. Известно, что дым от пожаров уже добрался до Финляндии. В регионе действует режим чрезвычайной ситуации в лесах, куда для граждан ограничены визиты.
Александр Гнетнев




_800x350.jpg)
_800x350.jpg)
_800x350.jpg)













Комментарии