Режиссер из Петрозаводска – о карельском клипе, побеждающем на международных фестивалях, и кино, за которым нужно уезжать в Москву.
Этот улыбчивый и интеллигентный молодой человек днем снимает видео для пресс-службы главы Карелии, вечером с удовольствием прыгает с гитарой на сцене вместе с панк-группой, а ночью монтирует очередной ролик или фильм. Участник команды видеопродакшена SOAR Films, работающего с крупными заказчиками по России, постоянно занят каким-то проектом. При этом друзья и знакомые знают, что всегда могут рассчитывать на его помощь. Главное, успеть подстроиться под его плотный график, в который вписаны уже не только командировки с главой региона, съемки, репетиции, концерты, гастроли, но и лекции. На днях режиссер проведет свое первое занятие, посвященное видеомонтажу. То, что лектор в этом деле добился успехов, можно судить по его последним победам. Снятый им клип на песню «Langat» группы ILMU (12+) штурмует фестивали по всему миру. Но когда мы сможем увидеть большое кино от этого петрозаводского режиссера? «Фактор News» встретился с Константином Роди и поговорил о том, как снять в Карелии кинематографичный музыкальный клип, и возможностях сделать карьеру в большом кино.
Связанные одной нитью
— Костя, на днях, приглашая в соцсети всех желающих на лекцию о монтаже «Боязнь белого таймлайна», ты перечислил свою «фильмографию». Она впечатляет. 19 музыкальных клипов, две короткометражки, более полусотни выпусков блога одного из своих проектов, несколько творческих роликов, созданных для участия в фестивалях и форумах России и за рубежом, множество рекламных и отчетных роликов… Последней большой работой был клип на композицию этно-группы ILMU, исполняющей песни на карельском языке. Видеоклип «Langat» («Нити») называют аутентичным и кинематографичным. Это была твоя идея рассказать мистическую историю с отсылкой к карельской вышивке с ее красными нитями? До этой работы ты знал группу ILMU?
— С этой группой я лично не был знаком прежде. Ребята попали в поле моего зрения года три назад. Понравилась музыка, появилось желание с ними однажды поработать. И так сложилось, что в начале прошлого года ко мне обратилась продюсер, с которой мы ранее сотрудничали, снимая клип «Колесница» к песне Насти Орловой. Предложила поработать как раз над клипом ILMU. Чтобы дать окончательный ответ, мне нужно познакомиться с предметом работы – песней. Если композиция мне не понравится, то ждать от меня энтузиазма в работе не стоит. А если материал меня вдохновит, то я всегда увлекаюсь проектом и творю с усердием. С группой ILMU, которая уже была в круге моих интересов, так и произошло. Я оценил и песню «Langat», и идею сюжета клипа, автором которой была вокалистка коллектива Таня Ткаченко. Вместе с авторами и продюсером мы созвонились, обсудили концепцию и прикинули финансовую составляющую проекта. Идею Тани я докрутил, тщательно проработал сценарий, добавив новые ходы и повороты. Клип «Langat» – это мистическая картина, в которой переплетаются дикая магия и судьбы девушек, попавших в путы потустороннего божества.
После согласования сценария мы работали над образами персонажей клипа. Далее я занялся раскадровкой: зарисовал всю историю, это очень напоминает комикс и служит такой же опорой для съемок как сценарий. Ведь продакшен (производство видеороликов, клипов, фильмов) – это не просто включить камеру и сделать пару кадров, это довольно трудоемкий процесс со сложной проработкой и организацией. Когда раскадровка была согласована, начали работать над костюмами, поиском локаций для съемок. Подсчитал, что в Гирвасе в 2023 году я был более 10 раз… Кроме того, мы подбирали и подходящую избу, а также большой зал для сцен с главным персонажем.
— И всю эту работу ты делал один?
— Нет, конечно. Я работал в основном как сценарист, раскадровщик и режиссер. В нашей большой команде трудились продюсер, артисты, оператор, консультанты, дизайнер костюмов, художник-постановщик, отвечающая за декорации и целая группа помощников, наших друзей и даже родных, радеющих за наше творчество. На съемках пахали даже музыканты, которые сочинили песню.
— Как долго вы работали над клипом?
— От первого обсуждения проекта до релиза прошло 19 месяцев. Можно было закончить и раньше, но каждый из нас официально где-то занят и работает. Поэтому создание клипа происходило вне рабочего времени. Естественно, у нас были графики съемок, тайминги. Мы их выполняли. Несмотря на большие объемы, этапы подготовки и сами съемки прошли быстрее, чем постобработка: монтаж, покрас, создание графики. Этой кропотливой работой и постерами клипа тоже занимался я. Мне довелось принять участие и в записи как основной композиции «Langat», так и в треке-интерлюдии «Algusoitto», специально написанного для вступления клипа. Трек стал отдельным произведением, вошедшим в новый альбом группы ILMU. Для меня, как музыканта, это дорогого стоит.
Командная работа пошла по миру
— И швец, и жнец, и на дуде игрец… Получается, что основную работу по изготовлению видеоклипа, ты взял все-таки на себя.
— Неверно. Клип бы не получился без работы всей команды. Забот хватало всем. Представьте, сколько сил и времени ушло на то, чтобы повесить в лесу нити. Художник-постановщик Даша Рожина с помощниками намучились с декорациями. С оператором-постановщиком Виктором Давидюком снимали клип в сосновых борах в окрестностях поселка Гирвас, в музее деревни Киндасово и на сцене Театра кукол Карелии, которую нам дали на два дня. А дизайнер Лада Дымкина разработала и изготовила костюмы для наших персонажей. Сложнее всего было «смастерить» платье и корону для божества.
— Когда вы с командой закончили работу, ты увидел то, что получилось, тебе понравился результат?
— Самое страшное, когда все было готово к релизу, я уже не мог испытать никаких эмоций. Даже не сразу ощутил, как закончил проект. За несколько месяцев монтажа я отсмотрел каждый кадр сотни раз. Чувства захлестывали во время работы над клипом. Но, по своему опыту знаю, настоящие эмоции от картины в целом испытаю года через два. У меня такое было с предыдущей большой работой – «Колесница». Недавно пересмотрел этот клип и смог оценить его уже как зритель со стороны.
— Получается, это вторая твоя большая работа с музыкальной группой?
— Предыдущие клипы, конечно, были чуть покороче, но тоже с большой историей. Четыре картины были с сюжетами, со съемками в разных локациях и большим количеством людей. Так что с клипами в моем портфолио все неплохо.
— Сейчас у клипа «Langat» началась другая жизнь – фестивальная. Вы отправили его в отборочный тур фестивалей по всему миру и где-то он уже одержал победу. Сколько наград уже заработали?
— Наша работа попала на отборы 14 фестивалей. Ждем результатов, чтобы попасть сначала в шорт-лист, а потом в полуфинал и финал. Успехи, действительно, есть. К радости нашей команды, клип уже победил на кинофестивале Luleå International Film Festival (Швеция) в категории «Лучшее музыкальное видео» месяца, попал в шорт-лист Goa Short Film Festival в Индии и в полуфинал Stockholm City Film Festival в той же Швеции. В декабре надеемся увидеть свою работу в шорт-листе Sundance Film Festival, одного из старейших фестивалей в США.
— А в России как вы свой аутентичный клип продвигаете?
— Все желающие могут увидеть нашу работу в соцсетях, где мы разметили клип. К сожалению, других возможностей для продвижения пока нет. Дело в том, что сейчас авторы композиции, музыканты ILMU живут в Финляндии. С учетом нынешних отношений между нашими государствами ребятам проще отправлять клип на фестивали по всему миру, но не в России. Хотя коллектив ILMU не отделяет себя от Карелии. Недавно у группы завершился концертный тур по Эстонии, где ребята представляли нашу республику на финно-угорских фестивалях.
— Как российский зритель отреагировал в соцсетях на ваш клип?
— Я только положительные отзывы видел. Наша картина нравится. Все отмечают ее кинематографичность. Я на это и делал упор. Мы хотели, чтобы клип смотрелся как кино. Возможно, работа больше похожа на артхаусные, винтажные фильмы в плане визуализации. Но сейчас это в тренде: возврат к стилю 80-х годов. Думаю, что когда-нибудь я и до блокбастеров в плане съемки дойду. До этого нужно еще дорасти.
Режиссеры как пилигримы
— Может, Константин Роди уже все-таки вырос для того, чтобы снять полноценный фильм? За плечами уже два короткометражных фильма. Не поступало предложений поработать над большим метром?
— Желание получить новый опыт, безусловно, есть. Хочется попробовать себя в кино. Боюсь сглазить, но интересный намек из Москвы я уже получил. Больше об этом пока ничего сказать не могу. Нахожусь в режиме ожидания. Сейчас у меня с командой идет работа над сценарием мини-сериала в жанре фэнтези. Я хочу и готов работать над новым материалом.
— А в Карелии можно снимать кино?
— К сожалению, в нашей республике нет для этого достаточных условий. Не хватает инфраструктуры, техники и финансирования. Но есть локации и люди, заряженные профессионалы, которые получили опыт и вне Карелии. Они могут снимать масштабные работы. Но для серьезных проектов нужны серьезные деньги от крупных продюсерских центров. А кино, сделанное даже профессионалами из фигни и палок, ни у кого сегодня интереса не вызывает.
Хотя в целом интерес киношников к Карелии всегда был высоким. Сценаристы из Петрозаводска, к примеру, написали немалую часть сценариев для петербуржских известных сериалов. Актеры карельских театров ездят для съемок в Санкт-Петербург и Москву. И у нас есть свой союз кинематографистов.
— Сотрудничаешь с этой организацией?
— Я сотрудничаю с людьми, которые состоят в Союзе. Например, продюсер клипа «Langat» Софья Алексеева является его членом. С ребятами у нас хорошие человеческие отношения. Выручаем другу друга, одалживая, например, личные камеры для съемок. Члены Союза занимаются и своими проектами. Каждый из нас в большей или меньшей степени участвует в этой работе.
— Значит, для карьерного роста режиссера выход один – уезжать из Карелии. Опыт создателя студии Karelfilm Ивана Кульнева показывает, что талантливый и трудолюбивый специалист может в Москве снимать кино со звездами для большого проката.
— Иван – хороший пример. Он, пилигрим, живет на два города, работает над проектами в Москве, потом возвращается в Петрозаводск. Неважно из деревни ты или из столицы, главное, что у тебя в голове, и чтобы руки из нужного места росли. Человек, который хочет движения, будет работать и там, и здесь, привлекая внимание к проекту, убеждая, что работа станет успешной и сулит выгоду. Люди несут идеи, а хорошие идеи привлекают деньги.
Думаю, что я смогу как Иван ездить в Москву и возвращаться в Петрозаводск. Переезжать насовсем в столицу не считаю нужным. А работать там готов. В прошлом году специально ездил в Москву, чтобы понаблюдать за съемками сериала, проекта для одного из онлайн-кинотеатров. Познакомился с опытом большой команды специалистов, а после съемок пообщался с режиссером, беседа с которым затянулась на несколько часов. На пятой смене съемок уже не смог стоять в стороне и поруководил массовкой, помогая уставшей за 15 часов команде. Остался очень довольным от этой полезной для меня поездки.
— Даже временные поездки в Москву вынудят тебя изменить свою жизнь в Петрозаводске. Ты готов проститься со своей музыкальной группой?
— С Петрозаводском меня связывает не только то, что здесь мой дом, родители, друзья. Моя сильная привязанность – это музыка. Я уже 20 лет вместе с группой «Чокнутый пропеллер». Несколько раз пытался морально подготовить себя и представить, как бы ушел из коллектива. В такие моменты становится грустно. Понимаю, рано или поздно, когда какой-то большой проект будет требовать отъезда и нескольких месяцев работы, возможно, придется и расстаться, как с частью самого себя. Также вероятно, это будет только на время. Но нередко мы что-то теряем для того, чтобы в конечном итоге обрести самое важное и нужное в жизни. Главное – двигаться вперед.
Интервью вела Наталья Соколова
Комментарии