Свидетели по делу экс-главы Минсельхоза Карелии рассказали, что получение грантов обернулось для них психологическим террором.
Карельские получатели грантов "Агростартап" заявили в суде, что им поступало требование перевести ориентировочно 10% от суммы субсидии для последующей передачи экс-министру сельского хозяйства республики. Кроме того, они сообщили о давлении со стороны руководства сельхозкооператива и рассказали о фермерах-"мертвых душах".
Сегодня Петрозаводский городской суд продолжил рассмотрение уголовного дела бывшего министра сельского и рыбного хозяйства Карелии Владимира Лабинова. Экс-главу Минсельхоза обвиняют в получении взяток и злоупотреблении должностными полномочиями. В центре уголовного дела оказалась схема предоставления многомиллионных грантов на развитие фермерской деятельности представителям, связанным с ягодной компанией «Биокарелия». По версии обвинения, Владимир Лабинов получал от менеджмента «Биокарелии» взятки, а взамен лоббировал их интересы на комиссии, которая распределяла гранты. В итоге деньги якобы выдавались «фейковым» фермерам, которые никакой деятельности не вели. Как доказывает сторона обвинения, в действительности, бюджетные средства шли в кошелек руководства «Биокарелии». Процесс ведет судья Александр Мерков.
В этот раз суд выслушал показания фермеров Владимира Окоротышева и Ульяны Лялиной. Семейная пара специализируется на выращивании садовой земляники. В интересующий суд период на эти цели они получали грант "Агростартап" и состояли в сельхозкооперативе, взаимодействуя с "Биокарелией".
Предприниматель Ульяна Лялина заявила, что совместно с супругом вступила в кооператив и получила бюджетные деньги, рассчитывая развивать свое дело по выращиванию земляники. Однако процесс кооперации якобы был разрушен конфликтом с руководством организации "Биокарелия": ее представитель Сорокин потребовал перевести деньги ему, а супружеская чета фермеров делать это отказалась. По имеющимся данным, представитель "Биокарелии" мог затребовать деньги на покупку саженцев, но фермер Лялина планировала приобрести их сама.
«Сорокин (представитель компании «Биокарелия» - ред.) всегда говорил, что это все на саженцы. Он занимался поставкой этих саженцев. Я так предполагаю, что людей этих (фермеров - ред.) он привлекал, чтобы эти гранты потом они ему переводили за поставку саженцев. Я отказалась это сделать», - пояснила она суду.
Как выяснилось в суде, практика передачи полученных грантов "наверх" - руководству "Биокарелии" - могла распространяться и на других фермеров. Предположительно, те получали бюджетные деньги и переводили их организатору схемы.
Государственный обвинитель Кирилл Кутилов спросил у свидетеля, знает ли она, куда мог потратить фермерские деньги представитель "Биокарелии". Но предпринимательница, отказавшаяся делиться, этого не знала. В итоге, по ее словам, ее семья столкнулась с давлением.
«Я ничего не подписала. И после этого начались угрозы», - заявила она. Свидетель пояснила, что угрозы якобы исходили со стороны представителей «Биокарелии» и посредников от этой организации.
"Сначала они нас с полей выгнали. Я даже свои вещи по сей день не могу оттуда забрать, которые на полях остались в Пряжинском районе. Они были мною туда лично привезены для работников – столы, стулья. Как раньше были рейдерские захваты предприятий. Наверно, то же самое.. Мы хотели выйти из этих кооперативов. Они нам стали угрожать, что мы, мол, просто так не выйдем; они на нас какие-то долги повесят. Если мы что-то не подпишем, Сорокин непосредственно говорил, - они нас без квартиры оставят, с детьми на улице. Психологически они нас терроризировали круглые сутки», - рассказала в суде Ульяна Лялина.
В итоге предприниматели покинули кооператив. Сами они считают, что их оттуда фактически выгнали.
Гораздо более серьезным заявлением, которое прозвучало в суде, можно считать признание фермера Лялиной о требовании представителей руководства кооператива перечислить часть полученного гранта якобы для дальнейшей передачи главе Минсельхоза республики. Фермер не смогла указать точную сумму, но обозначила ее предположительными 10 процентами. Впрочем, те же самые 10% в качестве размера предполагаемого "отката" назвал и ее супруг Окоротышев.
«А министру-то за что это нужно было?», - задал свидетельнице вопрос гособвинитель Кирилл Кутилов.
«Не знаю. Мы посмеялись. Мы думали, что они это додумывают все. Мы даже не приняли это во внимание. Мы думали, что они там что-то выдумали», - заявила свидетель Ульяна Лялина.
В итоге чета фермеров отказалась переводить деньги и на эти цели тоже. На сегодняшнем заседании суда глава семьи признался, что в итоге в какой-то момент конфликта из офиса несговорчивых супругов оппонентами были вынесены документы.
Также в ходе минувшего судебного заседания свидетель описала известных ей на тот период коллег-получателей грантов. Напомним, по версии следствия, претенденты на бюджетные миллионы могли вовсе не вести никакой сельхоздеятельности, будучи по сути фиктивными фермерами, а нужны они были лишь для вытягивания бюджетных денег по линии "Агростартапа".
Предприниматель Ульяна Лялина подтвердила, что некоторые получатели грантов действительно ничего не выращивали. К примеру, некая дама, если верить словам свидетеля, посетила Карелию, просто чтобы забрать грант.
«Приезжала молодая девушка Анастасия. Тоже из Санкт-Петербурга. Не помню фамилию. Я думала, что она переедет в Карелию. Она мне говорила, что хочет сюда переехать, перевезти родителей и здесь работать. Но, в принципе, я ее видела один раз – только на получении гранта», - заявила Лялина.
Александр Гнетнев
Комментарии