Электронные дневники и все связанные с ними новации стали отличным примером того, к чему ведет тяга к модернизации в системе образования.
Уже несколько лет фраза «дневник на стол» в большинстве карельских школ не звучит. И дневник не фигурирует в списке покупок к 1 сентября. Зачем? Ведь есть современный, удобный электронный дневник. Из него не вырвешь страницу с двойкой, его не потеряешь.
Когда в 2009 году эксперимент по внедрению электронных дневников стартовал, новшество позиционировалось как нечто очень удобное.
Все участники образовательного процесса могут быть на связи, родители – в курсе успеваемости, учителя могут отслеживать в любой момент успеваемость каждого ученика и писать письма родителям, ученик – видеть все свои задания, темы для изучения. Кроме того, в электронных дневниках есть и разделы портфолио, и важная общешкольная информация, и расписание, и сведения о посещаемости.
Написали на бумаге, но забыли про овраги
Сервисов электронных дневников к 2014 году было несколько. С примерно одинаковым функционалом. Казалось бы, вот оно – счастье. Но, как водится, оказалось – опыт. Платформы зависали, обрушивались, переставали работать рандомно.
Чтобы подключиться к электронному дневнику, нужен логин и пароль, отдельный для ученика и родителя, получить которые можно только в школе. Не дай бог утерять бумажку с «ключом» от дневника, нужно отправляться за новым. Портфолио, важная информация, пропущенные темы – все эти разделы во многих школах пустуют.
Необходимость заполнять электронный дневник для учителей стала настоящей головной болью. «У нас коллеги пожилые принципиально не заполняют данные так, как положено. Потому что считают это никому не нужной нагрузкой, - пожаловалась на условиях анонимности «Фактору» молодой педагог из Петрозаводска. – Потом у родителей вопросы: почему в БАРСе одна тема для изучения, а на деле другая? Почему домашнее задание появляется не после урока, а в 8 часов вечера? Конечно, оно появляется в 8 часов вечера, потому что на перемене успеть его заполнить невозможно».
По словам преподавателя, многие учителя не в восторге от необходимости взаимодействовать с электронными дневниками в принципе. А что уж говорить о постоянно выходящих из строя сервисах.
«Куда удобнее были обычные бумажные дневники. Открыли в конце урока, записали домашнее задание, - отметила учительница. - Это дисциплинирует, прививает навык поддержания порядка, учит ответственности, аккуратности и исполнительности. Не записал, был не внимателен на уроке – будь любезен, теперь выясняй, что задано. А теперь дети не ведут бумажных дневников – зачем? Все же есть в электронном. Все – да не все и не всегда».
В прошлом учебном году на участников образовательного процесса, не успевших еще толком освоить электронный дневник, свалилась еще одна новость: нужно подключать Сферум, приложение на базе ВК. Что вызвало новую волну протестов. «Мой ребенок не был и не будет зарегистрирован в соцсетях, - бушевали мамы в Петрозаводске. – Там ему делать нечего. Есть БАРС, вот там и пишите все, что нужно!»
Первое, второе и третье
Сферум — это закрытое безопасное пространство для учёбы и общения педагогов, учащихся и их родителей, говорится в описании приложения. Почему оказалось мало электронных дневников? По всей видимости, потому что закрывать глаза на плохую проработку, шаткость и неосновательность этих сервисов уже было нельзя. ВК – платформа, доказавшая свою усточивость.
Эпопея с регистрацией себя и ребенка в электронном приложении повторилась. С той лишь разницей, что подключение к Сферуму оказалось еще более сложным квестом. Для продвинутых.
«Чтобы зарегистрировать в этом приложении дочь-шестиклашку, мне пришлось подключать ей интернет к тарифу. Это вопрос не трат, а безопасности. Я не хотела, чтобы мой ребенок пользовался интернетом вне дома, тем более в школе. Но иначе в нашей школе ее зарегистрировать не могли. Раздать ей интернет с вай-фая оказалось задачей для завуча непосильной», - пожаловалась Юлия, мама школьницы из карельской столицы. Пока Сферума на телефоне ребенка не было, девочке приходилось каждый раз выведывать домашнее задание у одноклассников.
«Она подходила к учителям, объясняла ситуацию. Ей отвечали: все будет в Сферуме. И только там, пока БАРС не работает, - возмущается мама девочки. – Оставим вопрос педагогичности и человечности за рамками обсуждения. С грехом пополам наладили. А в этом году ребенок поменял телефон. И все по-новой!»
Казалось бы, если в Сферуме зарегистрированы и родители, в чем проблема посмотреть для своего чада домашку? Не слишком ли мама много хочет от школы и педколлектива? Проблема в том, что учителя выкладывают домашнее задание в группе для школьников. А в группе для родителей – бесконечный поток сообщений об опоздавших, забывших сменку, какие-то дрязги, ссоры и затянутые обсуждения «что будем дарить именинникам» на 100 сообщений.
«Я открываю Сферум раз в месяц. Наливаю чашку чая, беру пачку печенья и сажусь читать все сообщения, которые касаются и не касаются меня, все поздравления, подробности чужих прогулов, жалобы на чужих детей в попытках найти то, что касается моего ребенка, - поделилась опытом Юлия. – В начале года классная дама спросила, как бы я хотела получать оценки ребенка – в письменном виде или в электронном. Я попросила передавать мне табель в письменной форме. И что? Я получаю список оценок в электронной форме. Зачем тогда был этот вопрос?»
Затаившийся БАРС
По сути, оказавшись без интернета, и ребенок, и его родители остаются без возможности узнать расписание, посмотреть оценки, прочитать замечания от учителей.
«Многие наши мамы считают, что все эти электронные новшества не улучшают ситуацию, а ухудшают, - согласна с учителем, чье мнение мы привели выше, Юлия. – Бумажный дневник – ответственность школьника. Как записал, так и сделал уроки. Это приучение к порядку, это возможность связаться с учителем в важных случаях. Раньше замечание в дневник было чем-то очень важным. Почти ЧП. А теперь жалобы учителей перешли в формат сообщений в мессенджере. Которых очень много. Значимость общения с учителем снижается. Раньше дневник был документом. Его берегли, старались не забывать в школу, с ним сверялись. Родители ставили подпись. Это учило относиться к документам серьезно в принципе».
«Ребёнок должен видеть своё расписание, оценки, домашнее задание сам, понимать их и нести за это ответственность. Электронный дневник и журнал лишает ребёнка возможности быть ответственным! Ребёнок своей рукой должен записать, что задано, какие уроки будут в какой день, это и только это положительно сказывается на разных аспектах в его развитии. Здравомыслящие родители и педагоги это понимают. Не обязаны дети всё время использовать гаджеты, чтоб узнать задание, оценку и расписание», - такой комментарий оставила на странице министра образования Карелии другая мама.
Хотят или не хотят участники образовательного процесса, но и в Сферум их втянули. Выросла ли от этого успеваемость? Стали ли больше родители знать важного о школьной жизни? Сомнительно.
В стране не выученных уроков
Едва успело устаканиться расписание нового учебного года, вновь новации. Теперь вход в электронные дневники – только через Госуслуги. «Я как потеряла дочкин пароль для входа в БАРС, а потеряла его почти сразу, просто случайно выбросило меня из учетной записи, и все, так я и стала входить через Госуслуги, - объяснила Юлия. – Поэтому для меня это ничем особым не стало. Для других родителей это была катастрофа».
Предчувствуя катастрофу, в школах проводили даже родительские собрания, где показывали, как теперь входить в электронный дневник. Но это – половина дела. Дети ведь теперь тоже должны входить в свои учетные записи через Госуслуги. А у многих ли детей до 14 лет есть профили Госуслуг?
На странице Романа Голубева, министра образования республики, открылся филиал стены плача. Родители яростно требуют ответов – как регистрировать ребенка, почему они обязаны это делать? Не слишком ли много чатов и гаджетов стало в жизни детей?
«Получается, что родители и дети, у которых нет Госуслуг, лишены права видеть домашние задания и успеваемость. Тем более, видя постоянные хакерские атаки на гоударственные ресурсы, не считая мошенников, сомневаюсь, что кто-то может гарантировать защиту персональных данных, - поделилась таким мнением одна из комментаторов на странице министра. - Родители будут требовать вести печатные дневники и массово отказываться от электронных».
Стоит отметить, что глава Минобра Карелии – не любитель разбирать каждый случай конкретно и общаться с родителями. Ответы пишет официальный аккаунт министерства. И ответы эти ситуацию больше накаляют, нежели разъясняют. «Здравствуйте! Вход в государственные информационные системы, в т.ч. электронный дневник, - пишет Минобр. - должен осуществляться через авторизацию ЕСИА, подтвержденнную учётную запись на госуслугах (орфография и пунктуация сохранены – прим.ред.)».
Десятки подобных комментариев никак не способствуют ни налаживанию коммуникации между властью и родителями, ни пониманию ситуации. Родителям не понятно, является ли Сферум защищенной платформой? Действительно, мошенники не дремлют. И Госуслуги «вскрывать» уже научились. Есть ли гарантия, что так же ловко они не начнут вскрывать профили наивных детей и запугивать, шантажировать, обманывать?
Где прописано, что жители РФ обязаны иметь профили на Госуслугах и регистрировать там своих несовершеннолетних детей?
Чем, наконец, плохи бумажные дневники?
Через день вход в БАРС будет возможен только через Госуслуги. Возможно, неделю-другую республика поживет в стране невыученных уроков.
«Я послушала-послушала все эти инструкции о том, как зарегистрировать ребенка на Госуслугах, и решила, что мы прекрасно обойдемся одним входом в БАРС на двоих, - рассудила Юлия. – Оценки там есть? Есть. Домашняя работа есть? Есть – хорошо, нет - какие претензии к ребенку? Дочке выдала ежедневник, велела «трясти» из учителей домашнее задание по старинке. Знаете, что самое смешное? Сейчас электронный дневник не работает у многих учителей. Поэтому дети хором требуют диктовать задания в конце урока. У этого поколения, похоже, есть шанс».
Еще несколько родителей сообщили, что тоже не будут «бодаться» с системой, а просто не станут в ней участвовать. Объяснят детям, что такое цифровая гигиена и личная ответственность.
Возможно, через какое-то время, при должной доле настойчивости и разумности родителей и заинтересованных педагогов фраза «Открыли дневники, записали домашнее задание» снова зазвучит в школах. Потому что новшества новшествами, а уроки учить надо.
Маргарита Иванова
Комментарии