Фото: СОВЕТСКИЕ РОКЕРЫ 1980-Х. ФОТО 5KOLESO.RU
Что представляли собой карельские «неформалы»: история субкультуры

Как 30 лет назад в Петрозаводске боролись с байкерами. Часть первая

Вечером 23 сентября 2020 года камеры уличного наблюдения в столице Карелии зафиксировали, как группа байкеров на большой скорости мчалась по проспекту Ленина, обгоняя справа и слева автомобили. В результате один из гонщиков погиб. Самым обескураживающим стал тот факт, что он оказался инструктором автошколы. К сожалению, печальные показатели ДТП с участием мотоциклистов растут с каждым годом. Остановить рейсинг наперегонки со смертью не так-то просто, но в 1990 году петрозаводской ГАИ это удалось.

В 80-е годы, в разгар горбачевской перестройки, все смешалось в умах граждан СССР. Еще бы: нам распахнули «железный занавес». Молодежь это эпохальное событие восприняла по-своему, и юные петрозаводчане не стали исключением. Вслед за хлынувшей в их умы информацией о жизни сверстников за рубежом, пусть даже двадцатилетней давности, «некоторые несознательные представители советской молодежи стали организовывать некие неоформленные официально социальные группы» (цитирую партийную прессу тех лет). Верный помощник КПСС — комсомол — тут же выдал свое определение: «члены неформальных объединений» или просто «неформалы». Так в Карелии зародилась молодежная субкультура.

К неформалам относили три категории людей: 

 - Хиппи — «детей цветов», ходивших с длинными лохмами и в застиранной до дыр джинсе, и без всякого стыда целовавшихся на улицах.   

              

-  Панков — с устрашающими «ирокезами» на голове, сооруженными с помощью высохшего хозяйственного мыла, и массой заклепок и шипов на куртках из дешевого черного дерматина.                                                                                            —   Их ближайшими сподвижниками ошибочно считались «металлисты». Действительно: внешне разница между ними заключалась лишь в том в том, что на последних имелось побольше всякого рода металла, а «ирокезы», наоборот, выглядели пожиже.                                                                                  -  А еще среди неформалов числились и исчезнувшие ныне рокеры. Они также носили самопальные «косухи» с тяжелыми цепями, но отличались от всех остальных наличием мотоциклов. Не Harley Davidson, конечно, но двухколесных изделий отечественного мотопрома. Или, если повезет, изделия стран Варшавского договора.                                                 Хиппи облюбовали местом для тусовок кафетерий на проспекте Ленина, 7. Никто уже не помнит, как он назывался в оригинале, но для посвященных это был «Сайгон».                           

     Сейчас это крыльцо популярного городского кафе «The Кухня».

 

      Эта фотография The Кухня является собственностью сайта Tripadvisor

   Панки предпочитали железнодорожный вокзал. Ни те, ни другие не доставляли особых беспокойств добропорядочным гражданам, лишь удивляя их необычным внешним видом.

   А вот рокеры создавали немало проблем и властям, и рядовым горожанам. По вечерам они сбивались в большие «мотостаи» и, наплевав на правила дорожного движения, безнаказанно разъезжали по улицам города, как им вздумается.                                                  

            Моды и рокеры

Так откуда же взялись эти рокеры? Ведь сегодня, думаю, и пенсионеры знают, что рокер — исполнитель рок-музыки. Дело в том, что в тогдашнем СССР даже понятия «байкер» — мотоциклист — еще не существовало, а вот рокеры были, и у этого фрагмента субкультуры есть своя история.                         

18 мая 1964 года британская пресса сообщила о жуткой бойне между группировками молодежи в городке Брайтон. Так весь мир узнал об этих антиподах — модах и рокерах.                                                                                                                                            Продолжение читайте на МК в Карелии

Комментарии

В других СМИ