Фото: Фактор
Глина слышит людей

Основатель керамической мастерской «Тысячелистник» Мария Волкова рассказала, как получается так, что люди приходят за модными котиками, а уходят счастливые с мисками-лягушками.

Мария Волкова — петрозаводский ремесленник и основатель керамической мастерской «Тысячелистник». Уже больше 10 лет она создает удивительную посуду и декор с фольклорными и природными мотивами. Мы побывали в гостях у мастера и узнали, что общего между гончарным делом и родительством и почему глина умеет слушать человека. 

 «Керамика меня не отпустила» 

Мария Волкова занималась многими ремеслами: ткачеством, набойкой. В керамику она пришла в начале двухтысячных.

— Это было давно, когда старший сын был совсем маленьким. Сестра принесла объявление и говорит: «Смотри, ты хотела куда-то пойти? Центр молодежи на Крупской набирает людей на курсы керамики». 

— Мария Волкова
Мария Волкова

Следующие три года Мария побывала во всех мастерских и попробовала себя во всех ремеслах. Занималась росписью по дереву, работала со стеклом, немного с гипсом.

— Там была потрясающая школа старых мастеров, еще с советских предприятий. Альтруистов, которые готовы были материалы дать, только научитесь, — вспоминает Мария. 

Учителя Марии — это не только мастера по керамике, но и художники в стиле традиционного карельского орнамента, реставраторы. 

— Если ты занимаешься чем-то одним, это очень узко. Обычно мастера умеют много из разных областей, применяют различные знания и технологии. Ты видишь шире и у тебя открываются новые технологические и эстетические возможности.

— Мария Волкова
1/3
2/3
3/3

После занятий в Центре молодежи мастерица ушла работать по основному образованию лингвиста-переводчика. Но спустя несколько лет вновь вернулась к ремеслу. 

—Керамика меня не отпустила, — считает Мария. 

Зачем художнику физика и химия

Сегодня Мария работает в уютной мастерской «Тысячелистник», спрятанной в промышленном районе Петрозаводска. Творческое пространство заставлено работами разных лет, изделиями участников мастер-классов, предметами, найденными во время путешествий. Это уже шестое помещение мастерской, которое Мария сменила с 2013 года. 

Керамика — дорогое ремесло, и к тому же вредное производство. Дома ей заниматься не выйдет. Нужно отдельное помещение, в которой стоит печь для обжига и хранятся материалы. Вопреки стереотипам, гончарный круг — не самый обязательный атрибут мастерской керамики.

— Круг возник, как элемент конвейера, когда людям нужно было много посуды. Сейчас мы условно называет керамику «ремеслом», но это уже искусство. Крупные производители сделают сколько угодно товаров с какими угодно глазурьками так, что люди примут их за ручную лепку.

— Мария Волкова
1/2
2/2

«Тысячелистник» начался с желания Марии изготовить посуду со своей росписью. Вместе с еще одним гончаром мастерица пробовала самостоятельно снимать первые обжиги, и результаты ей не нравились. 

— Тогда я не знала, что бывает разная глина, разные массы. Я была совершенным новичком, хотя уже прошла курсы керамики. Когда ты сам прикасаешься к материалу без мастера, то находишь себя полным нулем. Это как с детьми: ты можешь посмотреть на знакомых с детьми, прочитать кучу книг, но когда у тебя появляется свой ребенок, ты осознаешь свое незнание. Каждый случай индивидуален, как и каждый вид глины уникален, — считает ремесленник. 

1/3
2/3
3/3

Сейчас Мария знает сотни нюансов выбора материалов, лепки и обжига. Путем проб и ошибок она поняла, что хочет работать с высокими массами, создавая посуду с низким влагопоглощением. 

— Влагопоглощение измеряется после конечного обжига, когда черепок опускается в воду на длительное время до суток. Затем изделие взвешивают, сравнивая вес до и после погружения в воду. Если черепок впитал много воды, значит внутри него много полостей. Представьте, что вы заварили чай вечером, легли спать, утром ушли на работу. Чашка с чаем простоит весь день, забрав себе часть чая вместе с микрофлорой. Поэтому чем ниже влагопоглощение у глины, тем менее она пориста и используется в быту, как идеальный вариант, — объясняет Мария. 

Мария постоянно изучает техники лепки, заново осваивает физику, химию, которые она не понимала в школе. Самообразование — неотъемлемая часть работы.

— Керамика — это то, в чем постоянно совершенствуешься, в чем всегда узнаешь что-то новое.

— Мария Волкова

Как глина слышит людей 

Сейчас Мария специализируется на создании уникальных изделий, в которых нашлось место для акварельной легкости и фольклорных, природных мотивов. 

1/3
2/3
3/3

Кроме изготовления керамики создательница «Тысячелистника» проводит мастер-классы. Их участники не просто пробуют лепить изделия своими руками, но и узнают больше о самих себе с помощью ремесла: 

— Бывает, что люди приходят на мастер-класс без идеи. А в процессе изготовления понимают: «Это то, что я хотел!». Другие серьезно подходят, ищут референсы. Приходят с идеей создать модного котика, а уходят с миской с лягушкой, радуются этому. Это то, что у человека на самом деле было в голове, в его сути. Глина очень слышит людей, я в это верю. 

Полка с работами участников мастер-классов. Фото: «Фактор»

Напоследок Мария показала работы разных лет, отражающие разные идеи ее творчества.

1/2
2/2

— Это львы со среднерусской придомовой росписи. Они защитники, которые охраняют крестьянские дома. Крестьяне не знали, как выглядит лев, поэтому гривка куценькая. Начинается, как лев, заканчивается, как тигр, на всякий случай. 

— Мне очень сложно делать что-то неутилитарное. Есть ощущение, что все должно быть используемо. Иногда, когда мне плохо, я лепила скульптуры. Этот волчок возник, когда мне было так себе. Я решила: гори оно все синим пламенем, слеплю скульптуру. 

 

— Апостола Матвея, Марка, Луку я делала для Музея «Кижи». У них в оригинале на изображениях — Евангелие. Заказчик посчитали, что изображать такое чересчур и попросили заменить книгу. Я дала им в лапы Цветок, как символ Древа жизни.

1/2
2/2

— Мне нравится символ Древа жизни из карельской вышивки. Этот символ есть во всех культурах. 

1/4
2/4
3/4
4/4

— Я очень люблю лес, очень люблю растения. Если не углубляться, глина — это земля, и работаю я с ней с точки зрения земли. Она живая и дает жизнь. 

1/2
2/2

Комментарии

Сайт factornews.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом factornews.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение