Основатель керамической мастерской «Тысячелистник» Мария Волкова рассказала, как получается так, что люди приходят за модными котиками, а уходят счастливые с мисками-лягушками.
Мария Волкова — петрозаводский ремесленник и основатель керамической мастерской «Тысячелистник». Уже больше 10 лет она создает удивительную посуду и декор с фольклорными и природными мотивами. Мы побывали в гостях у мастера и узнали, что общего между гончарным делом и родительством и почему глина умеет слушать человека.
«Керамика меня не отпустила»
Мария Волкова занималась многими ремеслами: ткачеством, набойкой. В керамику она пришла в начале двухтысячных.
— Это было давно, когда старший сын был совсем маленьким. Сестра принесла объявление и говорит: «Смотри, ты хотела куда-то пойти? Центр молодежи на Крупской набирает людей на курсы керамики».

Следующие три года Мария побывала во всех мастерских и попробовала себя во всех ремеслах. Занималась росписью по дереву, работала со стеклом, немного с гипсом.
— Там была потрясающая школа старых мастеров, еще с советских предприятий. Альтруистов, которые готовы были материалы дать, только научитесь, — вспоминает Мария.
Учителя Марии — это не только мастера по керамике, но и художники в стиле традиционного карельского орнамента, реставраторы.
— Если ты занимаешься чем-то одним, это очень узко. Обычно мастера умеют много из разных областей, применяют различные знания и технологии. Ты видишь шире и у тебя открываются новые технологические и эстетические возможности.
После занятий в Центре молодежи мастерица ушла работать по основному образованию лингвиста-переводчика. Но спустя несколько лет вновь вернулась к ремеслу.
—Керамика меня не отпустила, — считает Мария.
Зачем художнику физика и химия
Сегодня Мария работает в уютной мастерской «Тысячелистник», спрятанной в промышленном районе Петрозаводска. Творческое пространство заставлено работами разных лет, изделиями участников мастер-классов, предметами, найденными во время путешествий. Это уже шестое помещение мастерской, которое Мария сменила с 2013 года.
Керамика — дорогое ремесло, и к тому же вредное производство. Дома ей заниматься не выйдет. Нужно отдельное помещение, в которой стоит печь для обжига и хранятся материалы. Вопреки стереотипам, гончарный круг — не самый обязательный атрибут мастерской керамики.
— Круг возник, как элемент конвейера, когда людям нужно было много посуды. Сейчас мы условно называет керамику «ремеслом», но это уже искусство. Крупные производители сделают сколько угодно товаров с какими угодно глазурьками так, что люди примут их за ручную лепку.
«Тысячелистник» начался с желания Марии изготовить посуду со своей росписью. Вместе с еще одним гончаром мастерица пробовала самостоятельно снимать первые обжиги, и результаты ей не нравились.
— Тогда я не знала, что бывает разная глина, разные массы. Я была совершенным новичком, хотя уже прошла курсы керамики. Когда ты сам прикасаешься к материалу без мастера, то находишь себя полным нулем. Это как с детьми: ты можешь посмотреть на знакомых с детьми, прочитать кучу книг, но когда у тебя появляется свой ребенок, ты осознаешь свое незнание. Каждый случай индивидуален, как и каждый вид глины уникален, — считает ремесленник.
Сейчас Мария знает сотни нюансов выбора материалов, лепки и обжига. Путем проб и ошибок она поняла, что хочет работать с высокими массами, создавая посуду с низким влагопоглощением.
— Влагопоглощение измеряется после конечного обжига, когда черепок опускается в воду на длительное время до суток. Затем изделие взвешивают, сравнивая вес до и после погружения в воду. Если черепок впитал много воды, значит внутри него много полостей. Представьте, что вы заварили чай вечером, легли спать, утром ушли на работу. Чашка с чаем простоит весь день, забрав себе часть чая вместе с микрофлорой. Поэтому чем ниже влагопоглощение у глины, тем менее она пориста и используется в быту, как идеальный вариант, — объясняет Мария.
Мария постоянно изучает техники лепки, заново осваивает физику, химию, которые она не понимала в школе. Самообразование — неотъемлемая часть работы.
— Керамика — это то, в чем постоянно совершенствуешься, в чем всегда узнаешь что-то новое.
Как глина слышит людей
Сейчас Мария специализируется на создании уникальных изделий, в которых нашлось место для акварельной легкости и фольклорных, природных мотивов.
Кроме изготовления керамики создательница «Тысячелистника» проводит мастер-классы. Их участники не просто пробуют лепить изделия своими руками, но и узнают больше о самих себе с помощью ремесла:
— Бывает, что люди приходят на мастер-класс без идеи. А в процессе изготовления понимают: «Это то, что я хотел!». Другие серьезно подходят, ищут референсы. Приходят с идеей создать модного котика, а уходят с миской с лягушкой, радуются этому. Это то, что у человека на самом деле было в голове, в его сути. Глина очень слышит людей, я в это верю.

Напоследок Мария показала работы разных лет, отражающие разные идеи ее творчества.
— Это львы со среднерусской придомовой росписи. Они защитники, которые охраняют крестьянские дома. Крестьяне не знали, как выглядит лев, поэтому гривка куценькая. Начинается, как лев, заканчивается, как тигр, на всякий случай.

— Мне очень сложно делать что-то неутилитарное. Есть ощущение, что все должно быть используемо. Иногда, когда мне плохо, я лепила скульптуры. Этот волчок возник, когда мне было так себе. Я решила: гори оно все синим пламенем, слеплю скульптуру.

— Апостола Матвея, Марка, Луку я делала для Музея «Кижи». У них в оригинале на изображениях — Евангелие. Заказчик посчитали, что изображать такое чересчур и попросили заменить книгу. Я дала им в лапы Цветок, как символ Древа жизни.
— Мне нравится символ Древа жизни из карельской вышивки. Этот символ есть во всех культурах.
— Я очень люблю лес, очень люблю растения. Если не углубляться, глина — это земля, и работаю я с ней с точки зрения земли. Она живая и дает жизнь.
Комментарии