Петрозаводский фотограф Юлия Утышева больше 15 лет учит людей фотоискусству. Вместе с единомышленниками она освоила необычную технику печати, переносящую пейзажи и портреты на старые зеркала.
Мы побывали в мастерской Юлии «Фотоглаз» и узнали, зачем современному фотографу разбираться в химических растворах, стоит ли поливать зеркала растительным маслом и что общего между фотографией и театральной сценой.
Фотография как театр
Создательница мастерской «Фотоглаз» Юлия Утышева вспоминает, что фотография присутствовала в ее жизни с самого детства.
—Я типичный представитель своего поколения. Люди моего возраста прошли через фотографирование на «Смену — 8». А у моего папы был «Зенит», мы снимали и проявляли пленку. Длинными зимними вечерами при свете красного фонаря на кухне вместе печатали фотографии.
Отучившись на факультете журналистики Ленинградского государственного университета, Юлия работала в разных газетах и в конце концов стала сама делать фотографии для своих публикаций. Со временем это стало главным занятием в жизни. Журналистский интерес к человеку перерос в фотографический. В конце-концов Юлия отправилась в Москву и окончила курс профессиональной фотографии в фотошколе Павла Смирнова — одного из лучших преподавателей столицы.

—Для меня учеба стала полным переворотом в понимании фотографии вообще. До этого я снимала, как многие: вижу что-то красивое — начинаю фотографировать, не задумываясь не о том, откуда падает свет, ни о композиции, ни об идее фотографии. Школа Павла Смирнова дала понимание, что такое фотографии вообще и съемка в студии в частности. Философ Ролан Барт в своей книге «Камера Люсида» сравнивает фотографию с театром. И он совершенно прав: пространство кадра — что это, если не сцена? В студии это хорошо видно, именно здесь можно проявить себя в качестве художника. Но это работает при любой съемке.
В 2009 году Юлию позвали преподавать в петрозаводскую «Академию фотографии». И очень быстро фотошкола стала ее главным делом жизни. И вот уже шестнадцатый год она снимает профессионально сама, руководит фотошколой и учит других секретам работы с камерой. Все эти годы Юля старается изменить отношение петрозаводчан к фотографии:
—Многие считают, что фотография — это свадебные съемки, лав-стори, праздники, семейные и детские портреты. Но это лишь часть большого явления, узкий спектр применения. В «Академии» мы стремимся познакомить студентов с творчеством классиков, с современными тенденциями в искусстве фотографии. Приглашаем столичных мастеров с мастер-классами. И конечно, мы поддерживаем интерес студентов к аналоговой фотографии: иногда устраиваем фотопрогулки и снимаем на пленку, чтобы окунутся в этот интересный старинный процесс.


Из интереса к аналоговой фотографии и необычным способам печати Юля пришла к идее создания арт-объектов из старых зеркал, в которые впечатываются фотоизображения.
Как превратить зеркало в произведение искусства
Формально техника, в которой работает Юлия, называется эгломизе. В XVIII веке французский декоратор Жан-Батист Гломи стал украшать зеркальными вставками с рисунками дорогую мебель. Впервые с техникой декорирования поталью фотоизображения на стекле Юлия познакомилась в мастерской московского фотографа Сергея Романова. Сам он занимается амбротипией — фотосъемкой на стеклянные пластины в технике «мокрого коллодия», известной еще в начале ХХ века. Он же научил Юлию работать с поталью — тонкой фольгой, имитирующей золото или серебро.
Юлии хотелось сделать нечто подобное в зеркале, а не на стекле. Нашлись и единомышленники из числа бывших студентов, а ныне коллеги и соратницы. Вместе начали искать информацию в интернете, как состарить амальгаму, чтобы соединить ее с фотоизображением. Информации было очень мало.

—Дело доходило до смешного. Один мастер в шутку записал первоапрельский видеоролик, где поделился своим «рецептом» состаривания зеркала. Он предложил полить верхний слой зеркала растительным маслом, посыпать ее стружкой из бенгальских огней и затем поджечь. Мы восприняли совет всерьез и начали жечь зеркала во дворе у коллеги, живущей за городом. Естественно, стекла просто трескались и разваливались на кусочки.
Сейчас Юлия знает, что с зеркалами нужно работать иначе. Зеркало — это многослойное изделие. В его основе лежит стекло, на которое нанесен отражающий слой — амальгама. В прошлом ее делали из серебра и ртути, теперь из менее опасного алюминия. Амальгама покрыта защитным лаком и краском. Задача фотохудожников — снять защитный слой и начать работу с отражающей поверхностью.

Серебристую амальгаму участницы мастерской «Фотоглаз» состаривают с помощью разных веществ, которые дают химическую реакцию, напоминающую рисунок кружева. После этого на почти очищенном стекле печатается фотография. Полупрозрачное изображение тоже декорируется поталью и начинает обладать светоотражающей способностью, почти как зеркало.
— Это как многослойный пирог: стекло, затем слой амальгамы, затем впечатанная фотография и, наконец, поталь.


Фотохудожники предпочитают старые зеркала. Они обладают какой-то мистикой. И фотография в таком зеркале смотрится эффектнее.
—Есть один способ проверить, хорошее зеркало или нет. Поднесите к амальгаме огонек свечи зажигалки. Чем больше отражений огонька, тем лучше зеркало: в современных зеркалах отражений будет два — три, а в старых — до шести. Не случайно наши прабабушки гадали, гляда в зеркальный «коридор» и пытаясь рассмотреть в нем своего суженого.
Зритель как соавтор художника
Первая «зеркальная» выставка состоялась перед пандемией, в начале 2020 года, когда Юлия и ее единомышленицы Оксана Лазарева, Татьяна Литова и Анна Кондюкова только-только научилась переносить изображения на зеркала. Результат поразил и зрителей, и организаторов. Многие интересовались секретами техники создания таких объектов. Начался даже целый флэшмоб: зрители фотографировали свои отражения в работах участниц выставки и выкладывали снимки в социальных сетях.

—У нас даже слоган такой родился: твое отражение в искусстве. То есть мы буквально воплотили идею, о которой говорят философы и искусствоведы о том, что зритель — соавтор художника. В нашем случае он буквально становится частью изображения.
Работы «Фотоглаза» уже выставлялись в медиа-центре «Vыход», Городском выставочном зале и в фондохранилище Музея-заповедника «Кижи». Побывали на выставках в Санкт-Петербурге, в Мурманской области и городе Йошкар-Оле. Это уникальные во всех смыслах фотокартины: единицы российских фотографов работают подобным образом, всех можно пересчитать по пальцам.
— Печать на зеркалах позволяет создать объекты, существующие в единственном числе. Фотография в цифровом виде не имеет ценности: она может очень просто исчезнуть. Фото, напечатанное даже просто на бумаге, становится материальным и приобретает ценность. А тем более, оформленное в авторской технике.
Мастерская «Фотоглаза» несет в себе и экологический посыл:
— Наша техника работы с амальгамой— это еще один способ не вынести старое зеркало на помойку, где стекло будет разлагаться веками, а дать ему новую жизнь в форме арт-объекта. Такое зеркало может стать семейной реликвией, которая будет передаваться от поколения в поколение.
Комментарии