Хотите на память о Карелии купить дубовую калитку, красивую разделочную доску или икону? Вам к петрозаводскому ремесленнику Максиму Алиеву.
С прошлого года профессиональный журналист переквалифицировался в столяра и занялся производством сувенирных товаров. О серьезном выборе и работе руками, разнице между сосной и березой, а также о кризисе среднего возраста – в материале «Фактора».

Карелия знает примеры крайне интересных людей, которые в один прекрасный день кардинально меняют свою профессиональную деятельность и, во многом, всю жизнь. Например, бывший журналист-международник Андрей Коледа, который бросил яркую карьеру, работу в Латинской Америке и стал форелеводом в питкярантской деревне Рауталахти. Построил завод, кафе, общественно-деловой центр, преподает местным детям испанский язык.
Наш рассказ об известном в республике теле- и интернет-журналисте Максиме Алиеве, который всю свою трудовую жизнь посвятил созданию новостных сюжетов и программ. Ровно до 2024 года, когда решил всех удивить и ушел из информационного агентства «Республика», оставив себе только несколько эфиров на телеканале «Сампо ТВ 360°». И отправился на курсы плотников.

"Я много-много лет занимался новостями, работал в разных СМИ. И вот сижу я как-то и новость отписываю про то, что у нас открылся центр опережающей профессиональной подготовки. Он от министерства образования республики. Этот центр позволяет получить ту или иную рабочую профессию в достаточно сжатые сроки. Бесплатно, если ты идешь от центра занятости, а если ты не безработный, то все-таки, наверное, надо заплатить сравнительно небольшие деньги. В центре много разных профессий, в том числе было направление «плотник». Я отучился в техникуме городского хозяйства под руководством Сергея Петровича Королева, получил первые навыки, освоил азы обращения с инструментом. Сделал в конце концов табуретку себе. Сижу сейчас на ней дома. Крепкая, надежная"
Плотником он не стал, решив, что домостроителей в Карелии уже достаточно, и свои усилия направил на то, чтобы потеснить конкурентов в нише сувенирной продукции. Снял с напарником мастерскую в промышленном здании, вложился в покупку станков и инструмента, в том числе с помощью кредита, и приступил.
"Вот как-то так я постепенно начал. Вообще помещение мы сняли в сентябре прошлого года, но до Нового года фактически я занимался обустройством мастерской. Изначально мое столярничество – это все-таки, наверное, увлечение, но я надеюсь, что это перерастет в бизнес. А вот почему я в принципе решил начать работать руками – это сложный вопрос. Возможно, так у меня протекает кризис среднего возраста".
Кризис среднего возраста привел к первым поделкам, а позже – первым продажам. Интересна судьба одного из первых произведений Максима, разделочной доски. В нее вклеены фрагменты дубового паркета, который украшал дом Юрия Андропова периода его работы в республике. В народе это жилое здание было известно как «правительственный дом».
Сейчас Алиев трудится над серией небольших тарелок, которые выполнены из дуба в форме всем известной карельской калитки. Работа непростая, дерево столяр для внешней привлекательности обрабатывает специальными лаками и маслами. Простой деревяшкой, пусть и в виде калитки, туриста вряд ли удивишь.
"Если просто соблюдать технологию, вырезать изделие и сразу выставить в магазин – так не получится. Нужна многоступенчатая шлифовка и потом еще многоступенчатая обработка маслами, лаком, в зависимости от твоих предпочтений, предпочтений человека, который будет этим пользоваться. А в практическом смысле эти калитки – чипсы положить, сухарики, например. Чашечку кофе поставил, круассанчик положил, с утра вот тебе такой завтрак в карельском стиле. Если круассан с морошкой".

Работать на себя всегда сложнее, чем «на дядю», поэтому наш герой совмещает множество профессий. Сам себе столяр, уборщик в цеху, менеджер по продажам и даже водитель-экспедитор. Закончились заготовки из бука, дуба или сосны? Оседлал любимую «Ниву» и поехал в Петербург. Или готовые образцы сдавать в магазины столицы карельского туризма – Сортавалу.
Совершать трудозатратные поездки за материалом для сувенирной продукции Алиев должен постоянно. Многие породы древесины для разделочных досок или посуды в Карелии не растут, а если и растут, то в промышленном масштабе не добываются. Например, это бук или дуб.
«Есть относительно четкий набор древесины для посуды. По крайней мере, для той посуды, которая, в основном, используется у нас в быту. Это дуб, у него красивая текстура, бук. Березу использую редко, поскольку древесина достаточно блеклая. Сосна очень мягкая, поэтому для посуды ее использовать проблематично. Она просто вся побьется. Поэтому выбор дерева достаточно ограничен», - отметил Максим.
Пусть от журналистики в жизни героя статьи осталась только пара новостных эфиров на телеканале, все же навыки, приобретенные в СМИ, пригодились Алиеву и в столярном деле. Максим в узком кругу карельских журналистов всегда считался прогрессивным человеком. Осваивал работу с фотографией, хотя для этого почти всегда есть специально обученные люди, знакомился с модными сейчас нейросетями. Последние как раз и помогают создавать сюжеты, которые потом столяр перенесет на свою продукцию. Виды Валаама, древнерусские витязи, природные мотивы.
Выбор новой профессии в семье Алиевых не оставили никого равнодушным, но новичка столярного дела поддержали все – и родители, и супруга. А дочери Максима сейчас в том возрасте, когда папа плохого сделать просто не может.
Если же с сувенирной продукцией не получится, говорит Алиев, он займется чем-нибудь другим. Хотя получиться должно. Те же дубовые калитки от него ждут сразу два петрозаводских магазина.
Текст: Александр Батов
Комментарии