Иван Павлов — столяр и витражист, создающий практичные и красивые предметы из коряг, обрезков дерева и выброшенных деревяшек.
Мы побывали в мастерской мастера и узнали, как раскрыть внутреннюю красоту неказистого куска дерева и почему не нужно сразу сжигать аварийные деревья.
Первые работы, первые шрамы
«Мой первый опыт работы с деревом еще был до школы. Я нашел в папиных инструментах резцы по дереву, взял дощечку, начал что-то ковырять на балконе. Рука соскочила, я воткнул себе резец. Прошло сорок лет, а маленький шрам остался»
Так Иван Павлов описывает свое знакомство со столярным делом. Раны не остановили будущего мастера. Летние каникулы Ваня проводил с отцом — моряком на пароходе. Они ходили от Калининграда до Архангельска. Путешествовали по Беломорско-Балтийскому каналу, высаживались на острова за грибами и вениками, ловили рыбу. На судне была мастерская, в которой Иван учился работать с деревом:
«Всякие вещи с ним делали. Точили нунчаки, потому что эта тема была популярной тогда. У меня на стене висели плакаты с Брюсом Ли», — вспоминает мастер.
Иван Павлов — столяр по призванию, но не по профессии. В начале 2000-х он учился на бас-гитариста в музыкальном училище имени Раутио, не доучившись всего один год.
«Переиграл руку и получил профнепригодность. С тех пор музыкой профессионально не занимался», — объясняет Иван.
Затем 6 лет работал в консерватории, где начал разбирать старые музыкальные аппараты. Из бабинного двигателя Иван изготовил точильный аппарат и начал делать шкатулки, трубки. Через знакомых он получал обрезки красного дерева, оттачивая свои навыки.
Как превратить деревяшку в ресторанную посуду
«Дерево близко мне тактильно и визуально. Я работаю с лиственными деревьями. Они и выглядят благороднее, чем сосна. Из сосны хорошо дома строить. Она мягкая, а лиственные деревья твердые, долговечные»
В мастерской Ивана лежит множество профессиональных инструментом, а также деревянных заготовок, спилов, коряг, из которых получаются декоративные и функциональные предметы. Для примера он показал, как работает модифицированной болгаркой, чтобы сделать сервировочную тарелку.
Свои работы Иван обжигает, затем обрабатывает. Для бытовых предметов подойдет смесь масла и воска. Декоративные можно покрыть анилиновой краской и закрепить лаком.
Последние пять лет он совмещает столярные изделия с разноцветными витражами. В 2011 году Иван познакомился с мастером-витражистом. Так в его жизни появилось еще одно занятие, которым он восхищался с детства:
«Меня всегда привлекали яркие витражи. Мы с ребятами делали калейдоскопы из осколков цветного стекла и тубуса от бумажных полотенец», — вспоминает Иван.
Для работы с витражом нужны специальные материалы и инструменты. При изготовлении витражного стекла в него добавляют красящие пигменты. Получается разноцветное стекло, с которым работает мастер. Но перед этим он рисует эскиз, состоящий из отдельных деталей. По нему уже вырезаются кусочки будущего витража:
«Я использую профессиональный стеклорез. Потом обрабатываю торцы — края стекол, чтобы не было осколков. Для этого использую станок с алмазной головкой. Обработанные торцы оплетаю витражной медной фольгой, ровно приглаживаю и выкладываю мозаику. Швы промазываю паяльной кислотой и заливаю оловом»
Металлическая рамка между кусочками стекла — это как раз застывшее олово. Витражи Иван делает отдельно от деревянных изделий. Производство довольно вредное из-за маленьких кусочков, разлетающихся при обработке стекла.
Коллекционирование необычных и выброшенных стульев — еще одно увлечение Ивана.
«Здорово, когда есть возможность переключаться и не заскучать», — считает он.
Белый медведь из коряги, ночник из аварийного дерева
Иван продает свои изделия и выполняет небольшие заказы, но заработок никогда не был для него основным стимулом. Главной целью всегда было творчество.
«Мне сложно отвечать на вопросы в жанре “что хотел сказать автор”. Я стараюсь смотреть на деревяшки под необычным углом, раскрывать их внутренний рисунок»
По сути, мастер работает с мусором: корягами, обрезками, спилом аварийных деревьев, которые должны были пойти в топку. В ненужных деревяшках Иван умеет разглядеть прекрасное.

В этой вазе можно разглядеть медведя или слона. «Изначально она вовсе была белой и походила на белого медведя», — говорит Иван.

На изготовление этого чайника Ивана сподвигла насадка на болгарку: «Я взялся опробовать новый инструмент. Решил потом докрутить. Тут удачно сучок расположился. В принципе, из него можно поливать растения»
Предмет, который издали можно принять за журнальный столик, оказался будущим ночником:
«Я планирую поставить лампу, пустив снизу провод», — объясняет Иван.

Некоторые вещи и вовсе не несут никакой утилитарной функции. «Это из серии бесполезных вещей. То, что остается от основного изделия. Я вырезал раму. Мощный остаток можно поставить на ножки, вставить корал»
«Я отталкиваюсь от того, что есть. Когда я вижу мусор с пилорамы, то начинаю фантазировать, как его спасти»
Комментарии